Вы здесь

Архитектура дорожных сооружений в русском изобразительном искусстве середины XIX века

Автор: 
Ершова Екатерина Марковна
Тип работы: 
дис. канд. искусствоведения
Год: 
2006
Артикул:
172261
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Содержание: Страницы:
Введение.................................................3-10
Глава I: Архитектура дорожных сооружений в России
накануне строительства первых железных дорог.......
§ 1. Возникновение архитектуры дорожных
сооружений в России................................
§ 2. Путевые дворцы и триумфальные арки............
Глава II: История строительства
первых железных дорог в России.....................
§ 1. Первый опыт железнодорожного строительства -
Царскосельская «дорожка»...........................
§ 2. Уникальное архитектурное и инженерное сооружение - железная дорога Петербург-Москва.....................
Глава III: Архитекторы и художники первых российских
железных дорог...........................................102 - 152
§ 1. Культура дороги в России в конце XVIII - первой
половине XIX веков........................................102 —131
§ 2. Царскосельская и Николаевская железные дороги
в русском изобразительном искусстве......................132 - 140
§ 4. А.В.Петцольт и Р.А.Желязевич - архитекторы и художники..............................................140 - 152
Заключение...............................................153 - 156
63-101
.63-92
,92-101
11-62
,.11 -41 ,.41-62
Литература
157-172
3
ВВЕДЕНИЕ.
В наше время любая сухопутная трасса, не говоря уже о железной дороге, представляет собой сложный ансамбль инженерных и архитектурных сооружений.
Проблема дорог для России, с её бескрайними просторами, актуальна по сей день, что же говорить о временах, предшествовавших появлению шоссейных и железных дорог, автомобилей, поездов и самолётов. Передвижение по стране занимало много времени, было связано с многочисленными трудностями и даже опасностями. Дорога составляла значительную часть жизни, а, следовательно, и культуры, в самом широком смысле слова.
Что же представляла собой российская дорога в конце XVIII -первой половине XIX веков, как архитектурное и инженерное сооружение, какое отражение нашла она в культуре русских людей, и прежде всего в современном им изобразительном искусстве, именно эти искусствоведческие аспекты очень широкой культурологической темы и стали предметом настоящего исследования.
Цель данной диссертационной работы - ответить на следующие вопросы: 1) с какого момента вообще можно рассматривать дорогу, как область применения сил инженера и архитектора; 2) что нового привнесли железные дороги в искусство архитектуры и инженерного строительства; 3) как современники той эпохи восприняли появление в их жизни совершенно иных ритмов и скоростей, и какое отражение этот, совершенно новый, вид транспорта нашел в отечественном изобразительном искусстве.
В настоящей диссертации понятие «архитектура дорожных сооружений» трактуется таким образом, что сюда входит как то, что касается самой дороги, дорожного покрытия, так и вся инфраструктура,
16
Между тем, несмотря на попытки и со стороны правительства, и со стороны общества наладить пути сообщения, состояние дорог в стране было отчаянное. И здесь хочется более подробно остановиться на вопросе строительства непосредственно дороги, как основного инженерного дорожного сооружения.
Плачевное состояние дорожного полотна особенно заметно становилось осенью, когда случалось, что возчики, взявшиеся за перевозку клади в эту пору, будучи физически не в состоянии выполнить принятого на себя обязательства, сваливали кладь на дорогу, а сами разбегались. Жалобы на плохие дороги - лейтмотив почти всех дневников и описаний путешественников конца XVIII - начала XIX вв. Даже на главной магистрали страны, Московско-Петербургской, не было налажено нормального движения из-за грязи, поломанных деревьев, трясин, ухабов, испорченных мостов и переправ. А.Н.Радищев писал в своей знаменитой книге: «Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая... Таковою она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою» (72,40).
Этнограф Т.Б.Щепанская, отмечая, что дорога для русских -этнический символ, подчеркивает, что «это обязательно плохая дорога: бездорожье, бездорожь, распутица». Причиной такого состояния дорог путешественники считали бездействие и бессилие власти, не упуская случая подчеркнуть контраст «наших» дорог с заграничными (224, 35 -37).
Однако справедливость требует заметить, что в XVIII столетии и в западноевропейских государствах, дороги были в общем не лучше, чем в России.
17
Наиболее благоустроенными путями сообщения среди европейских государств обладала Франция. И, возможно, по стране в целом так и было. Но вот что писал Николай Михайлович Карамзин в «Письмах русского путешественника» о состоянии мостовых Парижа в 1790г.: «Улицы все без исключения узки и темны, от огромности домов; славная Сент-Оноре всех длиннее, всех шумнее, всех грязнее. Горе бедным пешеходцам, особенно когда идёт дождь! Вам надо или месить грязь на середине улицы (мостовая делается в Париже скатом с обеих сторон улицы, от чего в средине бывает всегда страшная грязь), или вода, льющаяся с кровель через дельфины, не оставит на вас сухой нитки» (33, IV, 168). Далее Н.М.Карамзин указывал, что, если иностранцу для передвижения по столице Франции просто необходима карета, то сами французы приобрели чудесное свойство «ходить по грязи не грязнясь», которое достигается только беспрерывной практикой: они «мастерски прыгают с камня на камень, и прячутся в лавки от скачущих карет. Славный Турнфор, который объездил почти весь свет, возвратился в Париж и был раздавлен фиакром от того, что он в путешествии своём разучился прыгать серною на улицах: искусство необходимое для местных жителей!» (Указ. соч., 169-170).
В Лондоне в середине XVIII века улица, ведущая к парламенту, была в таком плохом состоянии, что для проезда по ней королевской кареты для большего удобства проезда на землю набрасывались ветки деревьев. Так как пользоваться повозками считалось прерогативой короны и дворянства, то остальное население должно было ездить верхом, ходить пешком, а чаще - на ходулях, когда грязь превышала и ту высокую меру, которая считалась дозволенной.
Просёлочные дороги Англии были не лучше городских. В 1748 г. герцог Соммерсет, собираясь доехать из Лондона в Петворт, отдаёт приказание, дабы «сторожа и другие, кто знает ямы и трясины, вышли