Вы здесь

Византия - Западная Европа : иконография Сошествия Христа во Ад : IX-XI век

Автор: 
Юровская Зинаида Викторовна
Тип работы: 
иконография Сошествия Христа во Ад
Год: 
2006
Количество страниц: 
151
Артикул:
172313
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

?
Византия -- Западная Европа:
иконография Сошествия Христа во Ад (1Х-Х1 век)
Введение..............................................................3
I Иконографические изводы...........................................12
II Теологическая основа..............................................30
III Роль Сошествия во Ад в иконографической программе..............47
1. в Византийском искусстве....................................... 56
2. в искусстве Западной Европы.................................... 74
IV Заключение..................................................109
Библиография...................................................113
Список иллюстраций.............................................123
Иллюстрации....................................................127
3
Введение
Настоящая диссертация является продолжением исследования, начатого почти 10 лет тому назад и представленого в виде дипломной работы на кафедре Всеобщей истории искусства МГУ в 1998 году. Темой этой работы было формирование иконографической программы западноевропейских окладов Евангелия в IX - XI веках, композиция которых складывается во второй половине IX века1. В конце X века к ряду сюжетов, постоянно фигурирующих на окладах Евангелия (‘Распятие’, ‘Жены-мироносицы у Гроба Господня’, ‘Вознесение’), были добавлены ‘Положение во Гроб’ и ‘Сошествие во Ад’. Введение этих сюжетов в уже довольно устойчиво сложившуюся иконографическую схему окладов оттоновского времени небезосновательно объясняется многими исследователями усилением византийского влияния в искусстве Западной Европы во второй половине 900-х годов2.
1 См., например, A. Goldschmidt, Die Elfenbeinskulpturen aus derZeit der Karolingischen und sächsischen Keiser. VIII -XI. Jahrhunderi, тт. 2. Berlin, 1914, c. 28 ; D. Gaborit-Chopin, Les Ivoires du Moyen Age. Paris, 1978, с. 53-71 ; S.H. Ferber, Crusifixion Iconography in a Groop of Carolingian Ivory Plaques // The Art Bulletin, 48 (1966), c. 323-334.
2 Cm. K. Weitzmann, The Art of Byzantium and the Medieval West. Indiana University Press, 1976, c. 14-15; 0. Demus, Byzantine Art and the West. New York, 1970, c. 79-121; J. Lafontaine-Dosogne, L'influence artistique byzantine dans la région Meuse-Rhin du Ville au début du XlIIe siècle // Byzantine East, Latin West: art-historical studies in honor of Kurt Weitzmann, Princeton, 1995, с. 181-192; J. Lafontain-Dosogne, Le problème des influences byzantines dans la peinture, principalement la miniature, de la Germanie médiévale // Scriptorium, 24 (1970), c. 95- 100; R.P. Bergman, A School of Romanesque Ivory Carving in Amalfi // Metropolitan Museum Journal, 9 (1974), c. 163-186.
14
широко распространившуюся позднее, в X - XI веках, в Западной Европе29: Христос восходит на небо по облакам, как по склону горы, держась за протянутую Ему с неба Божественную десницу.
Схему, сложившуюся в римском искусстве для изображения триумфа императора над поверженными врагами, мы также встречаем на раннехристианских памятниках, предстоящих по времени известным нам изображениям Сошествия Христа во Ад: Христос, несущий на плече крест как копье, и попирающий льва, дракона, аспида и василиска (Пс. 90:13) -композиция, известная с начала IV века^0. Мы не будем здесь останавливаться на ее формировании, отметим только, что в христианском искусстве изображение Христа, попирающего поверженные темные силы, символизировало не только Его триумф и победу, но и раскрытие Его Божественной природы. Так. на Рутвелском кресте (конец VII века), под изображением Христа, попирающего льва и дракона читаем: ВЕБТ1АЕ ЕТ ИЯАССЖЕБ СОСШШШТ БАЬУАТОКЕМ МЦ№)1, (Животные и драконы узнают Спасителя мира) . В комментарии на 90-й Псалом Евсевий Кесарийский описывает искушение Христа в пустыне и говорит, что демоны испытывали Господа днем и ночью в образе аспида, василиска, дракона и льва, «Я верю, пишет Евсевий-"2, что все эти силы зла пришли в волнение, когда Дух Святой спустился на Него как голубь и слышен был голос,
29 A. Grabar, Essais sur les plus anciennes représentations de la ‘Résurrection du Christ’ // Monuments et Mémoires, publiés par l’Académie des Inscriptions et Belles Lettres, Fondation E. Piot, 63 (1980), c. 118.
30 См. о формировании этой композиции E. Delage, op. ci t. y c. 91-96.
31 F. Saxl, The Ruthwell Cross H Journal ofWarburg and Courtauld Institutes, 6 (1943), c. 1-19, илл. 2a.
32 Евсевий Кессарийский, Commentaria in Psalmos, 90; PG 23, И57А; цит. no F. Saxl, op.cit., c. 2. Как отмечает Ф. Заксль, этот комментарий Евсевия Кесарийского был известен и в латинском мире, так как в IV-om же веке был переведен с греческого Евсевием Верчелльским.
15
говорящий с Неба: Это Сын Мой возлюбленный, который весьма угоден Мне. Тогда они поклонились Ему, говоря: Оставь; что Тебе до нас... знаем Тебя, кто Ты, Святой Боже (Мк. 1:24; Лк. 4:34)». В богословской и апокрифической литературе, посвященной Сошествию во Ад, тема проявления Божественной природы Христа также играет важную роль: «Кто этот Царь славы? - спрашивает Сатана у Ада в апокрифическом Евангелии от Никодима33, - И ангелы Господни сказали: Это Господь, крепкий и сильный, Господь, сильный в брани (Пс. 23:8). И тотчас после этих слов медные врата распались, и затворы железные рассыпались пылью, и все мертвые освободились от оков». Заметим также, что почти на всех западноевропейских и византийских (до середины X века) изображениях Сошествия во Ад, фигура Христа окружена мандорлой, «внешним проявлением невидимой Божественной сущности»"14, появляющейся в Преображении или Вознесении, то есть в моменты Теофании, и раскрывающей Божественную природу Христа.
2. Христос держит Адама за руку и, повернувшись к нему спиной, уходя от гробницы, ведет его за собой (за Адамом часто изображается Ева с протянутыми к Христу руками). Под ногами Христа аллегорическая фигура поверженного Ада.
Прообразом такой композиции Курт Вайцманн считает античную схему, которую мы встречаем, например, в изображении Геракла,
3j Acta Pilati, XXI (VI); цит. по: M.R. James, The Apocryphal New Testament. Oxford, 1924, c. 134; см. также Исихий Иерусалимский (1/2 IV века), Commentarius brevis in Psalmum 24(23):8', Пс. Епифаний Кипрский (конец VII в. ?), Homilia in divini corporis sepulturam, 13: (цит. no: A. Vaillant, «L’homélie d’Epiphane sur Fensevelissement du Christ. Texte vieux-slave, texte grec et la traduction français», Radovi staroslavenskog instituta, 3 (1958).
34 Статья 45ö£a’ в G.W. Lampe, A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1968; А. Картсонис анализирует появление мандорлы в ‘Сошествии во Ад’ (ANASTASIS, с. 71-73), однако ее заключения кажутся нам не совсем верными, см. с. 23-25.