Ви є тут

Художественная жизнь Испании после окончания франкистской диктатуры. Проблемы взаимодействия искусства и политики

Автор: 
Пыркина, Дарья Андреевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172292
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
Введение.................................................................4
Глава I. Основные теоретические положения.
1.1 Эстетические концепции «политически ангажированного» и «автономного» искусства конца XVII — первой половины XX вв.............30
1.2 Социологические и философские проблемы “автономии” искусства второй половины XX в...................................................43
Глава II. Завершение франкистского режима.
2.1 Противоречия тардофранкизма..................................73
2.2 Смерть Франко и окончание диктатуры. Ла Транзисьон. Кризис и перспективы развития...................................................92
Глава III. Основные этапы развития испанского искусства периода пост-диктатуры.
3.1 Период «энтузиазма».........................................114
3.2 Институциональная политика................................. 141
3.3 Проблематика 1990-х и актуальные тенденции. ............... 162
Заключение............................................................180
Библиография................................................... ...185
2
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке настоящего исследования:
Испанскому агентству по международному сотрудничеству МИД Испании Национальному музею центру иску сства королевы Софии Музею современного искусства Барселоны
и лично Марии Терезе Блат Хуану Мануэлю Бонсту Мануэлю Борхе-Вильелу Валсриано Босалю Терезе Грандас Антонио Кальдерону Марии Корраль Томасу Льорснсу Бартоломео Мари Антони Меркадеру Антони Мунтадасу Марте Гонсалес Обрсгосо Ариадне Понс Белен Диас дс Рабаго Мерседес Реплингер Кармен Хименес Марссло Экспозито
3
монография Марчана помещается где-то на стыке позитивизма и феноменологии в плане подхода к анализируемым произведениям; элементы социологического анализа в его исследовании минимальны - прежде всего, его интересуют трансформации художественного языка и способов обращения с объектом как таковые.
Марчан выделяет три основных способа - или, если точнее, линии поведения художника по отношению к объекту. Первая свойственна мастерам, смирившимся с развитием меркантшшзации искусства и «монополизации художественных кодов»26. Такие авторы не претендуют на изменение статус кво объекта (или продукта) своего творчества и не подвергают сомнению правильность механизмов его производства и распространения. Художники, придерживающиеся второй линии поведения,
совмещают качество своих работ с неизбежной последующей мерка!ггилизацией объектов, однако стремятся развести как можно дальше символическую, содержательную и формальную ценность произведений и их рыночную стоимость27.
Целью же сторонников третьей линии поведения является полный разрыв существующих взаимоотношений и взаимозависимостей между творчеством и его
ЛА
восприятием, производством и потреблением объекта . Эта наиболее
«воинствующая» группа подвергает сомнению существующее положение вещей, устоявшиеся и утвержденные функции, которыми наделено было искусство. При этом, и это особенно подчеркивает исследователь, художники используют не традиционные для социального реализма «содержательные» средства критики, а прежде всего формально-языковые методы, нарушая существующие механизмы производства и потребления искусства, разрушая статус художественного объекта.
Текст Симона Марчана представлял собой легитимацию новых радикальных художественных стратегий, однако теперь он стал уже одной из классических и канонических научных работ об искусстве 1960-х - первой половины 1970-х. Также несомненный интерес представляет добавленный позднее «Эпилог», посвященный неоэкспрессионизму 1980-х, дискурсам постмодернизма, деконструкции
художественной поверхности, проблемам моды и вкуса и проч.
Основным же «гуру» художников-экспрессионистов «нового поколения» был Хуан Мануэль Бонет. Куратор, критик и музейщик в гораздо большей степени, нежели кабинетный ученый, в самый ранний период своей деятельности он также
26 Marchän Fiz S. Del arte objetual al arte concepto. (I960 - 1974). Madrid, 1974. P. 335
27 Ibid. P. 336
28 Ibid. P. 340
19
уделил внимание концептуальному искусству на испанской территории, участвовал в проекте «Новые художественные подходы» на базе Университета Комплутенсе, однако все же относился к нему с некоторым недоверием.
В период Ла Транзисьон Хуан Мануэль Бонет оказывает поддержку прежде всего авторам «новой мадридской фигуративности», публикует статьи в каталогах их персональных выставок и рецензии в прессе, курирует крупные групповые проекты -декларации нового подхода в искусстве. Речь шла о стратегиях аполитизации художественного творчества, которые «робко», по словам Валериано Босаля29, начинали прослеживаться еще до 1975 года, а впоследствии развернулись в полную силу. Отход от понимания произведения искусства как манифестации гражданской позиции занимал все более обширную нишу на художественной сцене. В 1979 году Хуан Мануэль Бонет в сотрудничестве с Анхелем Гонсалесом и Франсиско Ривасом организует «программную» выставку «1980»30 в мадридской галерее Хуаны Мордо, подробный разговор о которой пойдет ниже в соответствующей главе настоящей работы. Здесь же важно подчеркнуть особую роль критиков в формировании «движения» «новой мадридской фигуративности» - поскольку сами художники не писали ни манифестов, ни деклараций, не занимались какой-либо текстуально-теоретической деятельностью, для «объединения» их в единое направление требовалось «стороннее» участие.
Такая деполитизация отразилась во многих публикациях периода 1980-х. Кроме работ Хуана Мануэля Бонета, следует отметить прежде всего художественную критику Франсиско Кальво Серральера, обозревателя отдела культуры ведущей газеты социалистов «El Pais»31, одного из наиболее популярных в стране изданий. Помимо художественной критики, Кальво Серральер - зав. Отделением истории искусства Мадридского Университета Комплутенсе, куратор выставок, в 1980-е годы директор Музея Прадо, автор многих значительных исследований в области современного испанского искусства32.
29 Вола] V. Arte del siglo XX cn Espafia. ... P. 588
30 Bonct J.M., Gonzalez A. у Rivas F. 1980, Galcria Juana Mord6, Madrid, 1979
31 В 2000 году было осуществлено издание сборника наиболее важных статей, опубликованных Франсиско Кальво Серральером в «El Pais» в разные годы. См.: Libcrlad de la exposieiön. Una historia del arte diferentc. Ed. Calvo Scnaller F. Madrid, 2000
32 Среди них: Espana, medio siglo de vanguardia. 1939 - 1985. Vol. 1,2. Madrid, 1985; El arte visto por los ariistas. Madrid, 1987; Del fttturo al pasado. Vanguardia у tradicidn cn cl arte espafiol contcmporänco. Madrid, 1988; Enciclopcdia de) arte espafiol contcmporäneo. Madrid, 1991; Escultura espafiola actual: ила gcneracion para un fin de siglo. Madrid, 1992 и др.
20