ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИЕРУСАЛИМА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В XIX .В 9
1.1. Топография и святые места Иерусалима. 9
1.2. Развитие города во второй половине XIX в. 18
1.3. Основные этапы российской архитектурно-строительной деятеїьности в
Иерусалиме. 28
1.4. Принципы выбора участков строительства. 51
ГЛАВА 2. СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В
ИЕРУСАЛИМЕ В 1860-Х - СЕРЕДИНЕ 1880-Х ГГ. 56
2.1. Русское подворье. 56
2.2. Горненский монастырь. 71
2.3. Спасо-Вознесенский монастырь. 75
2.4. Церковь во имя св. Марии Магдалины. 81
ГЛАВА 3. СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В
ИЕРУСАЛИМЕ В КОНЦЕ 1880-Х ГГ.-1900 ГГ. 87
3.1. Сергиевское подворье. 89
3.2. Александровское подворье. 93
3.3. Вениаминовское подворье. 97
3.4. Николаевское подворье. 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 105
Выводы. 121
ПРИМЕЧАНИЯ 123
БИБЛИОГРАФИЯ 139
Монографии 139
Статьи 146
Архивные материалы 151
Диссертации 153
2
ВВЕДЕНИЕ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Памятники русской архитектуры второй половины
XIX - начала XX вв. за рубежом - это яркая, но малоизученная страница отечественной культуры. Особое место среди них занимают постройки на Святой Земле и, прежде всего, в Иерусалиме.
Во второй половине XIX в. начался новый этап развития политических и культурных связей между Россией и странами Ближнего Востока. Большую роль в этом процессе сыграли учрежденная в 1847 г. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество, основанное в Петербурге в 1882 г.
Начиная с 1860-х гг., в связи с активным развитием паломничества к Святым местам Палестины, в Иерусалиме по заказу этих учреждений было построено более 60 зданий и сооружений. На протяжении долгого времени они были недоступны для отечественных исследователей и фактически исключены из историко-архитектурной науки. Однако эти памятники, являясь частью русского архитектурного наследия, помогают воссоздать полную картину развития отечественной культуры XIX - начала
XX вв.
Актуальность изучения русского архитектурного наследия в Иерусалиме обусловлена необходимостью восполнения пробелов в истории русского зодчества, а также выявления культурной и художественной ценности памятников, входящих в его состав. Осознание культурной и исторической ценности русских построек в Иерусалиме позволит перевести их в разряд «объектов охраны», что будет способствовать их дальнейшему сохранению.
СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ВОПРОСА. Первые упоминания о русских постройках в Иерусалиме и на Святой Земле относятся ко времени их строительства (1860-е - 1900-е гг.) и появляются в работах, посвященных деятельности Русской Духовной Миссии и Русского Императорского Православного Палестинского Общества. Обширный материал по теме данного исследования содержат издания Палестинского Общества - «Православный Палестинский сборник» и «Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества», а также работы Б.П. Мансурова, сотрудника МИД России и В.Н. Хитрово, создателя и одного из руководителей Палестинского Общества. Особое внимание в них уделяется вопросам
3
близко расположенными башнями и Яффскими воротами и Цитаделью, освещенная ярким закатным солнцем, создает ритмичное чередование света и тени. Южная стена,
• часть которой является подпорной стеной платформы Харам эш-Шариф, видна с большого расстояния, так как расположена на крутом обрыве, который не имеет
** застройки. С этой стороны стена состоит из почти прямых участков, на которых
отсутствуют декоративные детали, которыми так богаты северные и западные ее прясла- Восточная стена на протяжении 500 м также является подпорной стеной Храмовой горы. За исключением Золотых ворот на ней больше нет никаких деталей и акцентов. Восточная стена Храмовой горы являлась как бы постаментом для монументальных сооружений, возвышающихся над ней.
Харам эш-Шариф, место расположения Куббат-ас-Сахра и мечети Аль-Акса, благодаря своим размерам и своей геометрически правильной форме - важнейший элемент антропогенного ландшафта Иерусалима. Композиционным центром Храмовой горы и крупнейшей доминантой Старого города является золотой купол Куббат-ас-Сахра Его платформа визуально связана с холмами, окружающими Старый город. Каждая из восьми лестниц, ведущих на платформу, отмечена отдельно стоящими арочными воротами, построенными в XIV в. Сквозь их арки видны высотные доминанты на холмах, окружающих Иерусалим. Здесь находится центр пересечения
*
четырех осей визуального восприятия городских панорам, которые воспринимаются с платформы Храмовой горы32.
В начале XIX в. Иерусалим представлял собой компактный, окруженный со всех сторон крепостными стенами город. Его пространственно-планировочная структура, сложившаяся на протяжении многих веков, стала ядром, вокруг которого с середины XIX в. начали формироваться новые городские районы, построенные за крепостной стеной (Таб.4, рис.9).
1.2. Развитие города во второй половине XIX в.
В начале XIX в. Иерусалим был провинциальным палестинским городом с населением около 10 тысяч жителей. В это время он не обладал каким-либо политическим или административным значением, а экономическая и культурная деятельность была в нем незначительна. Дня мамелюков и османов Иерусалим был, прежде всего, религиозным центром ислама. Иерусалим обладал статусом районного центра «санджака» в провинции (вилайете) Дамаска. Город располагался в стороне от основной транспортной артерии, т.н. «морской дороги», которая связывала
18
плодородный Египет со столицей Османской империи Стамбулом, и поэтому не обладал и каким-либо стратегическим значением.
Торговые пути, связывающие средиземноморское побережье с горными районами Персидского залива, проходили вдалеке от Иерусалима через Египет, Дамаск и Халеб, таким образом, он не был также и экономическим центром. Доходы, поступавшие от него в имперскую казну, были незначительны. В этом заключалась причина того, что административный статус Иерусалима и его экономическое, демографическое и военное положение было хуже, чем положение других городов Палестины, например Акко и Газы. Когда эти города переживали период относительного экономического процветания, стабильности и благосостояния, в Иерусалиме царило авторитарное правление, его жители страдали от угнетения и нищеты33.
Процесс модернизации начался в Иерусалиме лишь в 30-х гг. XIX в. Его начало связано с захватом Палестины Египтом. Палестина вступила на путь реформ. Последующий период, до 70-х гг. XIX в. известен в истории империи как «эпоха танзимата» («эпоха реформ»). В 1839 и 1856 гг. султаном были изданы манифесты, в которых он обязался предоставить равноправие всем подданным Османской империи без различия вероисповедания. В 1856 г., сразу после Крымской войны, властями империи была проведена целая серия реформ, в результате которых иностранцы получали равные права наряду с другими подданными, был принят ряд законов, разрешающих продажу земли иностранцам34. Одновременно с этими переменами продолжался процесс обновления в армии и государственном аппарате. Были приняты новые законы, упорядочившие права владения землей, проведена реформа финансовой системы и порядка налогообложения, началось целенаправленное развитие экономики, были проложены дороги, устроено телеграфное сообщение, возникли учреждения здравоохранения и муниципальные службы.
С середины XIX в. в Иерусалиме начался быстрый рост населения. С 80-х гг. XIX в. начинается массовое возвращение евреев на Землю Обетованную. Накануне Первой мировой войны в городе насчитывалось уже около 70 тысяч жителей. Кроме того, сильно увеличилось количество паломников из стран Западной и Восточной Европы и Америки. Таким образом, в середине XIX - начале XX вв. в Иерусалиме складываются условия для быстрого роста и развития города
- Киев+380960830922