Вы здесь

Концепции художественного формообразования в архитектурных школах XX века. Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза

Автор: 
Мелодинский Дмитрий Львович
Тип работы: 
Дис. д-ра искусствоведения
Год: 
2003
Артикул:
184396
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................... 3
Глава 1, Развитие теории и пра^.ики^тколь^йхитекргрно-худдж^стренного Формробразо вания_на qchqbq пирпадевтич^когр подхода..............................20
1.1. Исторические предпосылки формирования современной школы архитектурной композиции............................................................................. 20
. 1.2. Теория и практика композиции в академической архитектурной школе ............23
1.3. Истоки и причины кризиса художественно-архитектурного образования в Россиии на пороге XX века .................................................................. 33
1.4. Пропедевтическая концепция в художественно-образовательной программе Баухауза 40
1.5. Формирование архитектурной пропедевтики во ВХУТЕМАСЕ ....................... 56
1.6. Итоги начального этапа развития формально-аналитического метода ............ 84
1.7. Общие тенденции формирования архитектурной пропедевтики в зарубежных
архитектурных школах во второй половине XX века..............................90
1.8. Развитие научно-методических идей формально-композиционной школы
Ладовского-Кринского ...................................................... 107
1.9. Архитектурная пропедевтика в региональных архитектурных школах России ..... 119
1.10. Выводы.....................................................................123
Гл?ва 2. JeopgniKQ-MQTQflHH^KQ^удержание» формальной.шкрлы архитектурной композиции .................................................. 128
2.1. Архитектурное проектирование как профессиональная деятельность и
учебная практика...............*......................................... 128
2.2. Художественно-выразительный язык архитектуры в качестве основы
профессионального мастерства............................................... 134
2.3. Структура учебного курса ОПК в метаязыковой интерпретации...................141
2.3. Роль пространственного фактора в изменении формообразовательных принципов
композиции............................................................... 150
2.4. Композиция - центральное понятие архитектурной пропедевтики >.............. 145
с.
2.5. Основные композицулнные темы архитектурной пропедевтики ................... 154
2.6. Выводы .................................................................... 168
Глава_3. Объёмно-пространственная композиция как учебно-творческий процесс ........................................................................ 170
3.1. Процессуальный аспект композиции в методологических и архитектурно-педагогических
исследованиях.............................................................. 170
3.2. Знаковые средства в современном проектировочном процессе................... 180
3.3. Новые технологии и методы в архитектурном проектировании................... 185
3.4. ОПК как модель архитектурного проектирования .............................. 188
3.5. Учебные упражнения и их виды в актуализации композиционных понятий и средств. 192
3.6. Выводы..................................................................... 197
«
Глава 4. Психолого-педа готические основания архитектурной пропедевтики .................................................................. 200
4.1. Архитектурная пропедевтика в свете современных принципов обучения............. 200
4.2. Роль наглядных моделей в трансляции совокупного композиционного опыта ........ 208
4.3. Значение живой практической деятельности в овладении средствами композиции ... 211
4.4. Развитие пространственных представлений - центральная проблема концепции
архитектурной пропедевтики ................................................... 216
4.5. Психолого-педагогические аргументы в пользу роли объективированной методики
формирования професіонального сознания архитектора ............................223
4.6. Выводы ................................... .................................. 228
Глав? 5, Реактические рррро<;ь| функционирования архитектурной рррпе-. ддвтики как ср.временной школь; композиции и прогнозы её развития .. 231
5.1. Архитектурная пропедевтика в системе непрерывного единого процесса подготовки
специалисгов-архитекторов «школа-вуз*......................................... 231
5.2. Связь ОПК с архитектурным проектированием как методическая проблема........... 245
5.3. Формальные средства и методы в качестве творческой лаборатории
в поисках нового художественного стиля ....................................... 263
5.4. Архитектурная пропедевтика и развивающаяся компьютеризация ................... 279
5.5. Прогнозы развития архитектурной пропедевтики.................................. 281
5.6. Выводы ....................................................................... 291
Заключение ..............
Список литературы .......
Иллюстраіивньі£_тйблицьі
293
300
307
39
летворённость многими творческими результатами зодчих, наконец, понимание необходимости новых методов обучения будущих художников и архитекторов подготовили почву для решительного сдвига. Большую роль при этом в зарождении новой художественной педагогики сыграли первые методические эксперименты, не затронувшие коренных основ традиционной школы, но указавших на направление возможных изменений и новых подходов.
Художественные Академии как официальные учреждения и выразители консервативных эстетических вкусов госэлит являлись сдерживающим фактором, вносящих напряжённость в движении к новым методам обучения. Прорыв стал возможным только в результате радикальных социально-политических и экономических изменений в Европе в начале XX века. Несмотря на тяжёлые кризисные условия и ослабление материально-технической обеспеченности в реализации творческих замыслов в искусстве архитектуры и художественно-прикладной промышленности, открылись возможности свободного творчества и экспериментальных исканий, сдерживаемых ранее официальной властью. Именно поэтому в Германии и советской России реализовались смелые идеи деятелей Баухауза и ВХУТЕМАСа в обновлении методов художественно-композиционной педагогики.
В итоге рассмотрения исторических факторов и условий, приведших к необходимости выхода на новые нетрадиционные подходы в освоении архитектурной профессии, следует в первую очередь назвать коренные изменения в архитектурном проектировании.
Как показал анализ, корни этого глобального явления следует в первую очередь усматривать в объективных закономерностях научно-технического прогресса и развития всей сферы социально-культурных отношений.
Среди них:
• появление новых технических средств и методов материализации художественных замыслов в архитектуре, индустриализация, формирование эстетики промышленных форм;
• разрушение замкнутой европейской системы искусств и включение в сферу художественных ценностей исторического мирового художественного опыта;
• преодоление ограниченной ордерной концепции формообразования и выход на универсальные первичные средства композиции;
• распространение новой философии художественного видения, отразившей эволюцию от ренессансной системы картинного зрения к многомерной п ростра нет-
40
венности восприятия, переход в визуальном искусстве от изображения предмета к его пространственному конструированию.
В силу конкретных социально-экономических и политических в архитектурнопроектной практике и архитектурной школе накапливались отмеченные выше противоречия и кризисные напряжения, отражающие противоборство нового со старым, в котором всё более отчётливо стали проявляться черты грядущей формообразовательной концепции и первые опыты её адекватного отражения в архитектурнохудожественной школе. В начале XX столетия с революционной ситуацией в Европе завершается первый этап и наступает второй, характеризуемый признанным вкладом в художественную культуру Баухауза и ВХУТЕМАСа.
1.4. Пропедевтическая концепция в художественно-образовательной программе Баухауза.
Идея пропедевтики в программе Баухауза занимает ключевое положение. Эту программу разработал, сформулировал и обеспечил практическое внедрение признанный лидер Баухауза Вальтер Гропиус. [Табл.6, илл.1]
Сегодня роль Баухауза в формировании художественной культуры XX века и в этой связи огромный теоретический и педагогический вклад В.Гропиуса подвергнут обстоятельному изучению.1 В Западной Европе это наиболее продуманная, глубокая по своей идее и результативности попытка выхода из художественного кризиса, в котором оказалась культура и художественное образование, ориентированное на академическую традицию.
Проявление кризиса Гропиус, как и многие его коллеги по цеху, видели в расколе искусств и их эстетической изоляции, вызванных оторванностью от реальных жизненных потребностей. Более всего это ощущалось в архитектуре, предоставившей свои конструктивные формы для произвольного декорирования. А именно архитектура в силу своей специфики служить предметно-пространственной средой для жизни человека может и обязана взять на себя объединительную функцию, вновь собрать все искусства вокруг себя и обеспечить необходимое визуальное единство. «Баухауз устремлён к собиранию в единство всех художественных творений, к воссоединению всех художественно-творческих дисциплин в новую архитектуру...как её неотъемлемых частей. Конечной, хотя и далёкой целью Баухауза является единое художествен-
1 Н.Пажитное, В.Тасалов, В .Аронов, Д. Сильвестров, А Иконников, Л.Демьянов, 3. Гидеон, Ю.ёдике, К.Шнайдт, К.Шедлих, Э.Гольдзамт, Винглер и др.
*