СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С
ГРАЖДАНАМИ, УВОЛЕННЫМИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ 15
§1. Роль социологического подхода к социальной работе как
фактору социальной адаптации........................15
§2. Особенности социальной работы с гражданами,
уволенными с военной службы.........................35
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ,
УВОЛЕННЫМИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.........................55
§1. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы с
гражданами, уволенными с военной службы.............55
§2. Основные направлении оптимизации социальной работы с
гражданами, уволенными с военной службы.............93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................120
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................153
2
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия армия и флот Российского государства прошли через серьёзные испытания, находясь в центре сложных политических и социально-экономических процессов реформирования общественных отношений.
В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба (Спецстрой России и др.), происходят масштабные мероприятия по реформированию различных родов войск и структурных подразделений, не отвечающих требованиям современного времени, которые направлены на улучшение и укрепление обороноспособности и безопасности нашего государства. Данные мероприятия сопровождаются увольнением из Вооружённых Сил значительного количества военнослужащих.
Сегодня, по данным военных комиссариатов, в Московской области проживает около одного миллиона граждан, которые служили в Вооруженных Силах, а также членов их семей. Из них около 400 тысяч человек проживает в военных городках.
Сегодня на учете состоит свыше 200 тысяч ветеранов военной службы - пенсионеров МО РФ, из них 35000 федеральных льготников, 26000 региональных льготников. При этом 89 000 человек не достигли 60 лет. Кроме того, ежегодно на воинский учет становятся около 10000 уволенных кадровых военнослужащих1.
Правительством Российской Федерации неоднократно принимались решения о сокращении численности Вооруженных Сил за сравнительно короткий период времени. В структуре населения России сформировалась социальная группа (т.е. граждане, уволенные с военной службы и члены их семей), представители которой остро нуждаются в серьёзной поддержке на различных уровнях жизнедеятельности.
1 Данные Военного комиссариата Московской области на март 2008 г.
3
от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»1.
Отечественный опыт в области социальной работы с воинами и членами их семей свидетельствует, что забота о «служивых» людях первоначально входила в блок отношений, касающихся социального обеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью или вовсе не трудоспособных, причем это относилось в основном к жизни воинов после службы. В ратной жизни начальники, под чьей «рукой» служили воины, заботились об их пропитании, обмундировании и оснащении оружием2.
Еще в древности проявлялась забота о людях, имевших определенные военные заслуги перед государством и обществом. Это происходило в рамках традиционных семейных или племенных отношений, а также в виде благотворительности3.
Так, князь Ярослав Владимирович в 1006 г. учредил сиротское училище, в котором призревал и обучая на свои деньги 300 юношей, в том числе детей раненых и искалеченных воинов. Широко известен по благотворению к бедным, сиротам и воинам Ефрем (епископ Переяславский), построивший в 1091 г. больницы, назначивший врачей и установивший, чтобы больные призирались и лечились безденежно в Переяславле и других городах.
Говоря о вдовах и сиротах как субъектах, наименее защищенных в миру, т.к. на них не всегда распространялась общественная вира, Владимир Мономах в «Поучении» уделяет им особое внимание. Рефреном идут фразы типа: «дайте суд сироте, оправдайте вдовицу», «подавайте сироте и вдовицу оправдайте», «убогую вдовицу не давал в обиду сильным»1.
Даниил Заточник продолжает тему ответственности власти перед нуждающимся ближним своим. В отличие от «Поучения» Владимира
1 Максимой Е. Историко-статистический очерк благотворительности в России // Антология социальной работы. - М., 1994. Т. І.С. 19.
См.: Коровников Л.В. Социальная защита военнослужащих: становление, разінгтие и правовое регулирование. - М., 1995.-С.71.
См.: Кулнбаба Е. От государя пожалованы будут //Честь имею. - М., 1994. - № 11. - С. 28.
1 Поучение Владимира Мономаха ' Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы: XI - начало XII века /Сост. Д.С.Лихачсв, Л.Л.Дмитриев. - М., 1978. - С. 399-405.
20
Мономаха, проблема ответственности и социальной справедливости рассматривается автором от лица нуждающегося на основе основополагающего тезиса Священного Писания: «просящему у тебя дай, стучащему открой, да не отвергнут, будешь Царствия Небесного»1. Он подтверждает необходимость милосердия к нуждающимся, видя в этом необходимый атрибут власти.
Развитие социальной помощи определённым слоям населения в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием. Благотворительную функцию в этот период взяла на себя Церковь.
Восстановление централизованной российской государственности и избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV в. открывали простор для развития отечественного народного хозяйства и культуры, уровень которых предопределяет способность общества решать сложные социальные проблемы, в том числе и военнослужащих.
Крупный шаг в деле законодательного обеспечения социальной защиты воинов сделал в XV в. великий князь Иоанн III, учредивший поместную систему. Опытным, хорошо показавшим себя в боях воинам жаловались поместья - земельные владения, которыми они пользовались до тех пор, пока служили. Дабы не утратить права на поместье, помещики стремились передать военную службу своим сыновьям. Тем самым обеспечивались не только материальные потребности семьи военного, но и создавался стимул для закрепления военных кадров, для зарождения и развития военных династий.
При Иоанне Грозном в 1551 г. в Постановлении Стоглавого Собора попечение о бедных признается делом общества, которое доставляет средства на него и в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует ими. Собор признал необходимым регулировать обязанности общества мерами государственными, путем царского
1 Русская литература XI - XVIII вв. - М., 1988. - С. 79.
21
- Киев+380960830922