ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................. 3
Раздел 1. Теоретические и методологические основы исследований
физической культуры и спорта как социального института................ 19
Раздел 2. Экзогенные и эндогенные факторы структуризации физической
культуры и спорта как социального института........................... 48
Раздел 3. Специфика функционирования института физической культуры и
спорта в различных социальных системах................................ 88
Раздел 4. Основные направления и перспективы развития физической
культуры и спорта в современных условиях............................... 148
Заключение............................................................. 200
Библиография........................................................... 204
Приложения............................................................. 225
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании обусловлена как важностью социальной, экономической роли, валеологическим потенциалом физической культуры и спорта в России, так и серьезными проблемами, которые переживает в настоящее время данный социальный институт1. Значимость социального института физической культуры и спорта определяется следующими положениями:
во-первых, физическая культура, как органическая часть всей человеческой культуры, является составным, системообразующим и не заменимым компонентом воспитания и образования людей, средством подготовки их к трудовой и общественной деятельности;
во-вторых, в настоящее время трудно найти сферу человеческой деятельности, которая не была бы связана с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности;
в-третьих, в высокой степени объективным доказательством значимости физической культуры для всестороннего развития человека является ценностный потенциал этого социокультурного феномена; наконец, физическая культура и спорт - это специфический вид деятельности, который способствует общественному и личностному росту, служит интеграции социума в международное пространство, одновременно является хранителем национального духа и традиций.
Физическая культура и спорт являются важнейшей предпосылкой реализации трудового потенциала человека и общества. В процессе научно-технического прогресса меняется содержание и характер труда, место и роль человека в производственной системе, одними из ведущих выступают функции обслуживания и управления машинами, сложными производственно-
1 Итоги работы Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан за 2004 г. и задачи на 2005 г.: материалы коллегии - Казань: РЦИМ, 2004. - 60с.
3
и духовное развитие людей, подготовку их к труду и защите Родины, а также формирование у наиболее талантливой молодёжи высокого спортивного
# мастерства и достижение ею наивысших результатов в его различных видах на
состязаниях»1. К.С. Хуснутдинов подчёркивая важность видового признака понятия «спорт» его соревновательная деятельность и направленность, исходит из «...понимания спорта как игровой соревновательной деятельности и подготовки к ней, основанной на использовании физических упражнений и направленной на достижение как наивысших спортивных результатов, так и на оздоровление и реализацию человеком своих возможностей. Состязательность, специализация, направленность на результат и зрелищности являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры»2.
В своих работах видный российский специалист в области социологии спорта, зав. кафедрой философии и социологии спорта РГАФК профессор
В.И. Столяров на протяжении многих лет отстаивает в своих работах иной подход, который представляется нам весьма плодотворным3.
Согласно ему объектная область такой научной дисциплины как
♦ социология спорта включает в себя как минимум три относительно
самостоятельных, хотя и связанных друг с другом объекта: 1) соматическую (физическую) культуру - природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации и «окультуривания»; 2) физкультурную деятельность -определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также «занятиями физическими упражнениями»; 3) спорт - особую разновидность соревнований («спортивные соревнования»), подготовку к ним,
<•
1 Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В. Евстафьев. - Л.: ВИФК, 1985.- 134 с.
2 Хуснутдинов К.С. Массовый спорт в Российской Федерации как объект социального регулирования: дне.... канд. соц. наук / К.С. Хуснутдинов. - Казань, 2004. - 18 с.
' Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта / В.И. Столяров. - М., 1984.; Столяров В.И. Еще раз о концепции всестороннего и гармонического развития личности // Научно-технический прогресс и всестороннее развитие личности, коллектива, региона / В.И. Столяров. - Горький, 1988.-С. 37-41.
23
а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д.
Нам представляется данная трактовка наиболее полной, так как физическая культура и спорт все больше дифференцируются. Все другие объекты, имеющие отношение к физической культуре и спорту, являются: а) элементами указанных выше объектов (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т.д.); б) их разновидностями, формами проявления (например, спорт для всех и спорт высших достижений, а также спортивное и олимпийское движение по отношению к спорту, физическая рекреация и лечебная физкультура - по отношению к физкультурной деятельности и т.д.).
Мы полагаемы, что учет этих важных теоретико-методологических положений позволит поставить и решить целый ряд новых философско-социологических проблем. Многие из этих проблем связаны с анализом соматической (физической) культуры как такой сферы культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и «окультуривания», социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека.
Подобный анализ позволяет нам по-новому подойти к проблеме соотношения социального и биологического и выделить новый аспект -соотношение социального и биологического в физическом развитии человека, в его телесном бытии. Возникает возможность поднять вопрос о соотношении стихийного и сознательного социального воздействия па физическое состояние человека, о взаимоотношении различных средств такого воздействия -педагогических, гигиенических, медицинских и др., их роли в целенаправленном формировании физического облика человека на различных этапах развития общества, в том числе и в современный период.
Мы полагаем, по мере развития общества будет все более возрастать значимость различных средств сознательного, целенаправленного воздействия на физическое, соматическое состояние человека. Среди этих средств немаловажное место будут занимать социально-технологические и
- Киев+380960830922