Вы здесь

Противоречия обеспечения качества высшего образования в современных условиях

Автор: 
Полякова Виктория Владимировна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2008
Количество страниц: 
157
Артикул:
193348
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление
Введение
Глава 1. Методологические подходы к анализу качества высшего образования
1.1. Качество образования: сущность и содержание
1.2. Противоречия в содержании и формах обеспечения качества высшего образования
Глава 2. Противоречия современного состояния обеспечения качественной подготовки студентов вузов
2.1. Качественное образование в представлениях преподавателей вузов и работодателей
2.2. Ориентация студентов на качественное образование Заключение
Список использованной литературы
Страницы
3-9
10-43
44-76
77-111
112-138
139-143
144-157
умений специалистов с высшим образованием требованиям отечественного и зарубежного рынка труда.
Актуальность социологического анализа противоречий в обеспечении высокого качества высшего образования определяется и наличием проблем-взаимодействия исполнительной и законодательной власти, принимающей решение о направленности модернизации отечественного образования, с. теми социальными субъектами, которые непосредственно реализуют новые требования к повышению уровня профессиональной подготовки студентов.
Значимость изучения конкретных проблем повышения качества образования определяется также тем,, что уже принято решение о всеобщем переходе нашей страны на двухступенчатую систему образования и разработку нового поколения* Государственных стандартов. В этих условиях актуальной задачей становится выявление готовности преподавателей, студентов, работодателей к новым условиям и формам организации образовательного процесса.
Степень научной разработанности проблемы:
Основные тенденции развития образования в мире под: воздействием? глобализации, активного взаимодействия разных культур-.' исследуются вi работах философов,, социологов, культурологов. Это, прежде всего, работы- .
H.H. Авдеевой, H.H. Андреевой, Л.Н. Банниковой,. Н:В. Борцовской, Г.А. Борцовского; М.К. Горшкова, В.И. Добренькова, Т.Н Заславской, С. Иваненкова, Ю.А.. Карповой; А.И. Ковалевой, А. Кусжановой,. В.А. Мансурова, A.B. Меренкова,.А.А. Нестерова, В.Я. Нечаева, Г.П. Орлова, A.A. Реана, Р.В: Рыбкиной, С.Ю. Трагшцына, Ж.Т. Тощенко, О И. Шкаратана, В.А.. Ядова идр:,
• Среди западных специалистов* следует отметить труды: Р. Барнета, Д. • Вестерхайдена, Б. • Вульфсона, Г. Гордона, П. Массена, JI. Харви, П. Якобсона; ;■ *' .
В’ работах этих исследователей выявлены основные, тенденции развития-* образования в современном мире, а. также те противоречия; которые существуют в разных странах при решении проблем повышения качества, вузовского образования.
Основные проблемы и противоречия развития высшей школы в XX веке и в последнее десятилетие широко исследуются педагогами, психологами, философами: Они представлены-в > трудах В.И. Байденко,-E.G. Баразговой;
самоутверждения на основе раскрытия своей индивидуальности. Главная особенность этой ступени заключается в сочетании развития как воздействия извне с саморазвитием личности. Этим обеспечивается высокий результат обучения и воспитания, так как их обязательным компонентом становится самообразование и самовоспитание.
Качество образования в этом случае становится самым высоким. Следовательно, оно должно измеряться на основе выявления уровня развития у обучающихся навыков самообразования и самовоспитания. Имея их, человек будет стремиться всегда соответствовать постоянно возрастающим требованиям к разнообразным видам его деятельности. Можно вести речь не только о качестве обучения, но и о качестве воспитания. В решении этих задач заинтересовано все общество. Однако до сих пор в практике измерения качества образования в школах, профессиональных образовательных учреждениях показатели самообразования и самовоспитания практически не применяются. Одной из причин является то, что ни в педагогике, ни в социологии не изучены многие аспекты этих процессов. На наш взгляд, следует проводить исследования в этом направлении, чтобы объективно измерять качество образования в рамках концепции развития личности обучающегося.
Такие иностранные исследователи, как Bennan, Williams, Harris, McNamara (1997), проводившие опрос в образовательных учреждениях исходя из концепции развития, пришли к следующим выводам: оценивание качества образовательного пространства является коллективным и многофакторным процессом, целью которого оказывается не только выявление определенных результатов изменения знаний, умений обучающихся. Этот подход предполагает контроль соблюдения системы стандартов, отслеживание изменений в результате внедрения новшеств. Процесс оценивания должен быть очевидным, основанным на реальных явлениях и фактах, касающихся работы конкретных институтов и образовательных учреждений.1
P. Jacobsson отмечает, что различные подходы к определению качества, чаще всего, основаны на таких идеях, как удовлетворение потребителей,
1 Cm.: Gordon G. Approaches to effective internal processes to quality management: an initial analysis // Tertiary Education and Management. Vol. 4. No. 4. 1998. - P. 300.
15
пригодность продукта для использования, наличие у него всех требуемых свойств. Определение понятия качества также зависит от того, что и кем оценивается, какие критерии или индикаторы выделяются, какие обозначаются перспективы, с какой целью. Так, например, сам P. Jacobsson, рассматривая качество образовательного процесса, выделяет несколько направлений измерения: качество абитуриентов; качество процесса обучения; качество экзаменов; качество и уровень образовательного финансирования.1
Нельзя не согласиться с важностью учета того, кто производит оценку качества образования. Всегда сказывается субъективный фактор. Однако более важным требованием, как отмечает исследователь, является выделение конкретных показателей качества образования. Возникают вполне понятные трудности при выяснении, например, качества абитуриентов. Какие критерии использовать? Если брать только количественные, то нужно, как это уже было в прошлом, считать средний балл аттестата. В настоящее время пытаются использовать средний балл по результатам сдачи Единого государственного-экзамена (ЕГЭ). Однако степень развития навыков самообразования, самовоспитания таким инструментарием не определишь. В лучшем случае выяснится хорошая память, «натасканность» на данный предмет репетиторами.
Качество процесса обучения измерить еще сложнее. Нужно постоянно следить за реализацией отдельных элементов обучения по конкретной дисциплине. Как это осуществить? Имеется целый ряд проблем, решение которых автор не предлагает.
Комплексный подход для понимания качества образования предлагают
Л
использовать L.Harvey и D.Green." Они выделяют пять широких подходов к определению качества высшего образования. Качество ими рассматривается как:
✓ специальный процесс, направленный на положительный результат на «выходе»;
у процесс усовершенствования в рамках образовательного процесса;
1 Cm.: Jacobsson P. A Plea for more consistent definition of quality in education and research // Quality and communication for improvement: proceedings 12th European AIR Forum, Université Claude Bernard Ecole Normale Supérieure Lyon, France, September 9-12, 1990, Enschede: EAIR, a European Higher Education Society; Utrecht: Lemma. - P. 59-84.
2 Cm.: Harvey L. External quality monitoring in the market place // Tertiary Education and Management. Vol. 3. No. I. 1997.-P. 25.
16