Вы здесь

Социокультурные аспекты становления гувернерства в условиях вариативного образования в современной России

Автор: 
Марченко Светлана Евгеньевна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2003
Количество страниц: 
138
Артикул:
193612
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Введение
Содержание:
У
Глава I Социокультурная и историческая динамика гувернёрства как формы домашнего образования.....................................................16
§ I. Взаимодействие домашнего и общественного образования: методология
исследования............................................................. [6
§ 3. Становление гувернёрства в России (ист ори ко-ку л ьт > рн ы й аспект)...................................................................54
і лава 2 Становление гу вернёрства в вариативной системе образования в
современной России........................................................57
$ і . Вариативная система образования - объективная предпосылка становления
гувернёрства..............................................................57
£ 2. Инетиту ционапи'заиия гувернёрства как формы домашнего образования...............................................................75
Глава 5 Конкретно - социологическое исследование становления гувернёрства
в России..................................................................§6
$ 1. Социокультурные потребности в домашнем педагоге и финансовые
возможности населения ....................................................86
$ 2. Профессиональные характеристики домашнего педагога - условие плодотворного функционирования гувернёра.................................106
Заключение...............................................................121
Литература.........................
Список художественной литературы
125
138
3
Введение
Актуальность темы исследования. Социально-экономические преобразования в России вызвали необходимость пересмотра старых и создания новых форм и моделей образования, адекватных социальному заказу. В современных условиях разнообразию образовательных потребностей населения соответствует практика вариативного образования. Все это стало возможным благодаря начавшемуся реформированию системы образования в последние десятилетия XX века.
В то же время следует указать, что далеко не все ожидания, связанные с трансформацией системы образования, совпали с её результатами. Так социологи (Г.С. Денисова. Г.И. Герасимов) отмечают, что наряду с творческим подъёмом всех субъектов образовательной деятельности в настоящее время наблюдается прагматазаиия образования. Это связано с увеличивающейся дистанцией между запросами и образовательными результатами у основных субъектов, что обусловливает появление новых форм образования. Одной из таких форм является гувернёрство, услуги которою стали особенно востребованы с начала 90-х годов XX века. Гувернеры выполняют заказ семьи на образование детей в домашних условиях. Существующая реальность в данной социальной сфере свидетельствует о развитии вариативности образования, что требует своего социологического анализа.
По мнению учёных (Ю.С. Борцов, Ю. Громыко, В. Слободчиков), датьяейшее совершенствование образования станет возможным на основе следующих принципов: фундаментализации; открытости информационному' обществу; опережающей научно-исследовательской и проектной деятельности; полноты и вариативности, позволяющий «каждому человеку выбрать и выработать свою собственную образовательную траекторию, становясь субъектом своего развития и саморазвития».
Вариативность в образовании можно рассматривать на разных уровнях. С точки зрения социальной потребности - это разделение образования на
12
2. Культурные традиции гувернерства в России обнаруживаются в сфере взаимодействия семейного воспитания и общественного образования.
Самостоятельность форм социализации, семьи и образовательных институтов базируется на культурной антиномии: индивидуальные и
общественные цели развития личности в осуществлении аскриптивных и лостижительных статусов. Гувернерство, как нововведение, стало одним из способов разрешения данной антиномии, условной точкой рождения которого можно считать период преобразований Петра 1. Совокупность социокультурных факторов повлияла на определение основной функции гувернёра: воспитание и обучение акторов в семьях, способных экономически обеспечить данный процесс.
Следовательно, гувернерство в дореволюционной России являлось показателем социальной дифференциации общества.
3. Критерием выделения этапов развития гувернерства в нашей стране является доминирование общественных целей социализации в конкретноисторической социальной жизни общества, реализуемых гувернерами в условиях семьи. Генезис гувернерства включает этапы:
- рождения (XVIII в.). В данный период гувернерство способствовало проявлению религиозной терпимости, расширению факторов социализации детей на основе идей просвещения;
- развёрнутого функционирования (XIX - начало XX в.), характеризующийся консервированием целей и способов элитарного домашнего образования;
- латентного функционирования (с 1917 по 90-е гг. XX в.), сохранил лишь те цели, которые реально были востребованы (няни у дошкольников, репетиторство), не запрещены и формально узаконены;
- возрождения (с 90-х тт. XX в. по настоящее время), который характеризуется вариативными образовательными услугами, направленными на удовлетворение индивидуальных потребностей акторов.
13
4. Историко-культурологический анализ гувернёрства показал наличие определённых культурных традиций, закрепившихся в русском языке и знаково-символической системе отношений между семьёй и гувернёром. В отличие от европейской культуры, где гувернёр - это управляющий, в русском понимании обнаруживается следующая логика: гувернер (-ка) - надзиратель за детьми, воспитатель (-ница); воспитатель - воспитывающий кого; гувернёр: надзиратель - смотритель, надсмотрщик по обязанности (В. Дань)1.
Таким образом, в культурной отечественной традиции гувернёр является воспитателем по обязанности, домашним педагогом, реализующим целенаправленное индивидуальное воспитание, и, в конечном счёте, управляющим социализацией детей в условиях семьи.
5. Объективным социальным фактором возрождения гувернёрства в современной России выступает вариативная система образования, вызванная системными реформами 90-х годов XX века. Гувернёрство находится в сфере дополнительного образования, расширяя возможности его индивидуализации, реализуя задачи по полноценному личностному развитию и социатизации детей в зависимости от семейных потребностей. Это становится возможным на основе вариативности программ, которые предлагают гувернеры - домашние педагоги.
Следовательно, принцип вариативности, реализуемый в гувернёрстве, становится культурным фактором, влияющим на демократизацию современного образования.
6. В современной социальной сфере происходит процесс институционализации гувернёрства, в ходе которого развивается специфическое взаимодействие между семьями - заказчиками и гувернёрами - профессиональными педагогами.
В состав потребителей гувернёрства входят, в первую очередь, социально обеспеченные граждане, а также те семьи, которые вынуждены по социальным или медико-психологическим причинам приглашать домашних педагогов.
' Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.1., М., 1996.