Социальная стратификация п неравенство в современном российском обществе: тсоретнко - методологический анализ.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
ГЛАВА I. Основные теоретические подходы к анализу социальной стратификации и их трансформация в социологии XX века.............13
1.1 Классовые теории социальной стратификации.....................13
1.2 Стратификационные и статусные теории социального неравенства..29
1.3 Трансформация понятия «класс» в середине XX в....'............44
1.4 Теории социальной стратификации постиндустриального общества. Современные тенденции..........................................53
1.5 Влияние глобализации на процессы социальной стратификации.....77
ГЛАВА II. Социологическая теория стратификации и трансформационные процессы в современной России.....................................96
2.1 Основные теоретические подходы к исследованию социальной стратификации современного российского общества...................99
2.2 Проблема богатства и бедности в современной отечественной социологии..................................................... 135
2.3 Изучение среднего класса в современном российском обществе...149
2.4 Исследование элиты...........................................168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................188
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................192
2
Введение.
Актуальность темы диссертациоппого исследования
Вопрос о неравенстве является фундаментальным для современных обществ. Социальное расслоение - одна из центральных проблем социологии, вокруг неё велось и ведётся множество научных и идеологических споров. Главными при этом выступают различия в собственности, власти и сгатусе. Социальные исследователи ставили вопросы: почему некоторые группы в обществе богаче или обладают большей властью, чем другие; в чём проявляется неравенство в современных обществах; почему продолжает существовать в современном богатом обществе бедность.
Значимость данной проблемы постоянно осмысливалась в истории социологии. Для описания и интерпретации неравенства, социологи используют теорию социальной стратификации. Термин «стратификация» означает вертикальный срез социальной структуры, выявляющий место определённых социальных групп в системе социальной иерархии. «Страта -социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Каждая страта включает только тех людей, которые имеют приблизительно одинаковые доходы, власть, образование, престиж»1. Общества рассматриваются как состоящие из «страт», упорядоченных в определённую иерархию: группы с наиболее высокими статусами на вершине и наиболее низкими статусами у основания.
Историю человеческих сообществ можно рассматривать в числе прочего как смену одного типа социального неравенства другим, и в этом плане не бывает идеальных сообществ - от! вес стратифицированы с той или иной степенью «жесткости» и все несправедливы. Изучая взаимодействия между различными аспектами социальной системы и взаимоотношения слоев и классов, их характеристики, мы понимаем внутреннюю природу общест ва
1 Добрсньков В.И., Кравченко Л.И Социология - М.. ИНФРА-М, 2004. С 213
3
Сен-Симон первым увидел п понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. Он впервые ввел термины «индустриализация», «индустриальное (промышленное) общество». Именно Сен-Симон заложил в социологии ту «парадигму производства», продолжателями которой можно в извесгном смысле считать и О. Конта, и К.Маркса, и М.Вебера.
Б истории социологии проблемы социальной структуры общества первым начал исследовать Огюст Конт (1798-1857). Теоретикометодологические идеи структуризации общества у О. Конта изложены в двух составляющих его социологической теории: социальной статике и социальной динамике («Система позитивной политики» 1851-1854гг.).
Общество, по Конгу состоит из систем, а не из отдельных индивидуумов. Посредствующее звено между индивидуумом и обществом -семья. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья. Социальные образования, по Конту, предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда. Разделение труда, утверждает' Копт, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». В основе социальной солидарности и в основе увеличения размера и растущей сложносги социального организма также лежит разделение труда. Конт утверждает естественный, вечный и неустранимый характер социальной иерархии и противоестественный характер идеи социального равенства. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительной функций. Конт обозначает классы по-разному, но суть их сводится, прежде всего, к тому, что они составляют две наиболее общие категории: руководителей и исполнителей. В современном ему обществе Конт выделяет две наиболее значительные категории - это патрициат и пролетариат. Внутри них в свою очередь различаются более
мелкие социальные группы. Так, патрициат делится на банкиров, управляющих капиталами, и предпринимателей, непосредственно управляющих работами. Предприниматели в свою очередь делятся на промышленных и сельскохозяйственных. Пролетариат также внутренне дифференцирован, хотя Конт склонен подчёркивать его единство и однородность.
Классы Конт выделяет на основе критериев власти, престижа и собственности. Они делятся на три класса: производительный,
управленческий и созидающий духовный порядок общества. Политическая власть, по мнению Конта должна находиться в руках людей, осуществляющих руководство промышленностью. Именно у капиталистов находятся капиталы и материальные средства производства, значит и власті», правда политического характера должна принадлежать им. Предполагая возможность неэтических поступков со стороны светской власти, Конт надеется на существование духовной власти, существующей параллельно со светской. Под духовной властью Конт понимает часть философов-позитивистов, которые должны заниматься решением нравственных, воспитательных, одним словом, духовных вопросов.
Особое место занимают рассуждения Конта о пролетариате и его месте в социальной структуре. Будучи современником и свидетелем бурных политігческих событий во Франции первой половины XIX в., Конт замечает, что в рядах пролетариата было ярко выражено стремление ко «всеобщему уничтожению классовых различий». Рассматривая жизнь современного ему рабочего, Конт подчёркивает, что плата, которую тот получает за свой труд, является минимальной и достаточной только для того, чтобы поддерживать существование. Основатель позитивизма относит это явление к социальной несправедливости. Но тут же отмечаег, что заработная плата рабочего есть следствие рыночной конкуренции, с которой капиталист вынужден считаться, то есть низкая заработная плата - практическая необходимость.
20
- Киев+380960830922