Вы здесь

Стратегии коммуникационных процессов современного музея

Автор: 
Сапанжа Ольга Сергеевна
Тип работы: 
диссертация кандидата культурологии
Год: 
2005
Артикул:
198665
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

-1 -
Оглавление
стр.
Введение 2
Глава I. Музейная коммуникация в пространстве культу ры 24
1.1. Структурный и ценностный аспекты
изучения феномена музея 24
1.2. Музейная и культурная коммуникации
как структурные компоненты систем 42
Глава II. Структурный анализ
музейной коммуникации 65
2.1. Уровни музейной коммуникации 65
2.2. Сферы музейной коммуникации 92
2.3. Соотношение сфер и уровней музейной коммуникации 108
Глава III. Стратегии как методологические основания музейных
коммуникационных процессов 118
3.1. Стратегии коммуникационных процессов
в контексте музееведения 118
3.2. Типы стратегий и принципы их реализации в сферах
и на уровнях музейной коммуникации 132
Заключение 162
Библиография 169
Приложение 213
-2-
Введение.
Диссертационное исследование посвящено анализу специфики коммуникационных процессов современного музея и методологическому обоснованию стратегий музейной коммуникации.
Актуальность темы исследования определяется социальным заказом, вызванным усиливающимися процессами гуманизации культуры и гуманитаризации образования, поиском инструментов для их осуществления и ростом значения музея как института, позволяющего решать задачи социально-культурной адаптации*.
Одной из проблем современного музееведения является осмысление тех тенденций, которые явились результатом развития музеев во второй половине XX века, и определили его современное состояние. На рубеже XX-XXI веков традиционное понимание музея как хранителя культурных ценностей претерпело значительную трансформацию, связанную с изменениями, произошедшими в музейной практике. Появление музеев новых типов (экомузеи, «детские» музеи, музеи-культурные центры и др.), расширение функций музеев, внедрение программ, увеличивающих области социального охвата (игровые занятия для дошкольников, многоуровневые музейно-педагогические программы, работа студий и мастерских, разработки для особых категорий посетителей) требует теоретических исследований, позволяющих анализировать многообразие новых реальностей музейной практики с позиций общих принципов.*’.
Одной из важнейших областей, существенной для воплощения нового понимания музея, является область музейной коммуникации. Разработки,
* Рост рейтинга музеев на культурном пространстве разных территорий подтверждается социологическими исследованиями и статистическими данными[ 157, с.81 ].
** Открывая первую научную конференцию, проводимую кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета «Музей как феномен современной культуры» (22 апреля 2005г.), председатель конференции декан философского факультета СГ16ГУ, д.ф.н., проф. Ю.Н.Солонин отмстил, что сегодня музей переживает серьезные изменения. Эти изменения, затронувшие все сферы музейной деятельности, заметны как профессионалу, так и обычному посетителю.
- 19-
Предложснная в диссертации типология стратегий позволяет соотнести общие цели развития музея (сформулированные в рамках концепции) с частными целями развития структурных подразделений (представляющие план развития центра, отдела, сектора музея). Материалы и результаты работы могут быть использованы в разработке учебных курсов по музееведению.
Основные результаты исследования были изложены в шести публикациях автора, нашли отражение в выступлениях на научных конференциях: научно-практической конференции «Сад отечественной культуры: историко-культурное наследие ленинградской земли»
(Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург, 2004), межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы вузовских музеев» (Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, ассоциация вузовских музеев Санкт-Петербурга, музей истории РГПУ им. А.И.Герцена, 2004), всероссийской научно-практической конференции «Музейное образование: взаимодействие общеирофессиональной и специальной подготовки» (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, кафедра музееведения и экскурсовсдения, 2005), всероссийской научной конференции «Музей как феномен современной культуры» (Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра музейного дела и охраны памятников, Государственный Эрмитаж, 2005), научной конференции «Музееведческое образование в профессиональной подготовке XXI века» (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, кафедра музееведения и экскурсоведения, факультет музееведения и экускурсоведения, 2005)
Материалы диссертации использованы при разработке учебных курсов для средних специальных учебных заведений («Культурология», «Русский язык и культура речи» для студентов Санкт-Петербургского издательско-
-20-
полиграфического техникума в 2001-2005 гг.), при чтении лекционных курсов в Российском государственном педагогическом университете им.
А.И.Герцена («Введение в музеологию», «Музейное пространство Санкт-Петербурга», «Образовательная деятельность художественных и историкоархитектурных музеев Санкт-Петербурга, Северо-Западного региона России и стран Балтийского моря») в 2003/04 и 2004/05 гг.
Логика диссертационного исследования определяется следующими положениями:
• музейная коммуникация является структурной составляющей системы «музей», ее движение и развитие обусловлено общими тенденциями метасистемы культуры, с одной стороны, и спецификой музейного отношения к действительности, с другой.
• для анализа музея как культурно-коммуникативной системы необходимо создать единую структуру взаимодействия уровней и сфер, в которых реализуются музейные коммуникационные процессы. Пересечение уровней и сфер образует поле интенсивного коммуникационного взаимодействия - область приложения стратегий.
• для осуществления музеем функций необходимо четкое определение стратегий коммуникационных процессов как базовых принципов музейной коммуникации. Сбалансированность стратегий определяют целостность музейного организма и возможность его развития.
Содержание и структура диссертационного исследования обусловлены видением автором основных этапов в последовательности решения обозначенной проблемы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Библиографический список представляет собой исследования по музееведению, культурологии и ряду смежных наук, послуживших основой исследования. Приложение включает ряд схем, наглядно демонстрирующих теоретические положения, изложенные в диссертации.