Вы здесь

"Інвестиційна стратегія країн, що розвиваються"

Автор: 
Омер Ауад Махфуд Моаітеб
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U001952
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЭКОНОМИКУ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
2.1. Анализ инвестиционных процессов в развивающихся странах мира в условиях
глобализации
Инвестиции имеют решающее значение для способности развивающихся стран
обеспечивать необходимый экономический рост в целях повышения благосостояния
населения и непрерывного удовлетворения его основных потребностей без истощения
или ущерба для ресурсной базы, служащей фундаментом для процесса развития.
Устойчивое развитие требует увеличения инвестиций, для чего необходимы
внутренние и внешние финансовые ресурсы.
Со времен второй мировой войны и вплоть до начала 1990-х гг. основным
источником иностранного финансирования для развивающихся стран была, так
называемая, официальная помощь на цели развития, предоставляемая им
правительствами развитых стран в форме финансирования отдельных строительных
проектов, продовольственной и технической помощи, помощи в преодолении
чрезвычайных ситуаций, а также в форме помощи в предотвращении и преодолении
последствий военных конфликтов. Правительства, предоставляющие помощь,
стремятся, прежде всего, поддержать развивающиеся страны, являющиеся их
политическими союзниками и экономическими партнерами, расширить рынки для
экспорта своей продукции и содействовать смягчению проблем бедности и военной
напряженности, угрожающих международной безопасности. В среднем страны-доноры
тратят на оказание официальной помощи менее развитым странам около 0,3% своего
ВВП.
Официальная помощь, предоставляемая развивающимся странам и странам с
переходной экономикой, складывается из трех основных компонентов:
а) гранты (т. е. безвозмездно предоставляемая помощь);
б) льготные кредиты (которые надо возвращать, хотя предоставляются они на более
длительный срок и под более низкие проценты, чем кредиты коммерческих банков);
в) взносы правительств в бюджеты международных организаций, содействующих
развитию, таких как Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд
и Всемирный банк, а также в бюджеты региональных банков развития – Азиатского
банка развития, Африканского банка развития и Межамериканского банка развития.
Гранты составляют большую часть официальной помощи на цели развития, от 95 до
100% помощи большинства стран-доноров [158]. Однако преобладающая часть этих
грантов является «связанной», т. е. предоставляется при условии, что
страны-получатели потратят полученные средства на приобретение товаров и услуг
в стране-доноре или в определенной группе стран. Таким образом,
государства-доноры решают одновременно две задачи: содействия развитию менее
развитых стран и экономической поддержки собственных производителей или
определенной группы производителей. Для стран-получателей, однако, такие
условия не всегда удобны, поскольку они могут препятствовать покупке
необходимых товаров и услуг по наиболее выгодным ценам и, следовательно,
снижать эффективность получаемой финансовой помощи.
Ежегодно Группа Всемирного банка выделяет правительствам развивающихся стран
кредитные ресурсы на сумму от 15 до 20 млрд. долл. США на цели финансирования
проектов, целями которых являются экономическое развитие и сокращение бедности.
В рамках этих проектов заключается около 40 000 контрактов на поставку широкого
ассортимента товаров и услуг на сумму от нескольких тысяч до нескольких
миллионов долларов.
Кроме того, Банк предоставляет рекомендации по широкому кругу вопросов и
содействует привлечению частных инвестиций в развивающиеся страны, –
инвестиций, способствующих экономическому росту и созданию возможностей.
С начала 90-х гг. главную роль в структуре потоков частного капитала стали
играть портфельные и прямые иностранные инвестиции. К середине 90-х гг. на долю
развивающихся стран приходилась примерно треть всех осуществляемых в мире
прямых иностранных инвестиций. Этому способствовал быстрый рост
многонациональных корпораций, а также либерализация рынков и улучшение
перспектив экономического роста в целом ряде развивающихся стран.
Существенное ускорение темпов роста прямых иностранных инвестиций — одна из
определяющих характеристик интенсификации глобализационных процессов,
транснационализации системы международных финансов. Только в период с 1990 по
2003 год общий объем ПИИ в мировой экономике вырос с 1954 млрд. до 7123 млрд.
долл. [158]. К тому же указанная динамика сопровождалась расширением потоков
иностранных портфельных инвестиций, как и в целом — опережающим ростом объемов
внешней торговли. Важно учитывать и то, что темпы соответствующего роста ПИИ
существенно превосходят кумулятивные (внутренние + внешние) вложения в основной
капитал, что принято считать одним из важнейших индикаторов интернационализации
воспроизводственных процессов. Если в 1999 году доля ПИИ в общем объеме
капиталовложений в мире составляла 4,3%, то в 2003-м — 10,1%.[158].
Объемы прямых иностранных инвестиций во многом определяют масштабы
международного производства. По мере возрастания в глобализирующейся мировой
экономике роли транснациональных корпораций, на долю которых приходится порядка
99% мировых потоков ПИИ, эти масштабы продолжают неукоснительно расширятся.
Однако, с недавних пор тенденции в области ПИИ изменились. После рекордно
высоких уровней 2000 года глобальные потоки в 2001 году – впервые за
десятилетие – резко сократились. Это было обусловлено главным образом
ухудшением состояния глобальной экономики, прежде всего в трех крупнейших
экономиках мира, которые вступили в полосу рецессии. Интересен тот факт, что
падением объемов ПИИ оказа