- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ стр#
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3-9
РАЗДЕЛ I. Проблема модальности в теоретическом музыкознании и ее преломление в народной ладовости украинского фольклора .............................................
ГЛАВА I. Модальность как историко-теоретическая катего-• рия музыкознания и ее место з мелодических концепциях лада.............................................
§ I. Трактовка категории........................10-22
§ 2. Модальность в отечественных теориях лада 23-31
ГЛАВА 2. Модальные принципы организации в украинском народном мелосе
§ I. Место генамисотонических ледообразовании
в ладовой системе украинского фольклора 32-34
§ 2. Характерная национальная форма генамисо-тоники и ее происхождение в украинской . народной музыке /"высокий дорийский"лад/ 35-42
§ 3. Общеструктурные закономерности лада, их
преломление в народном мелосе 43-57
РАЗДЕЛ П. Высокий дорийский лад в профессиональном творчестве композиторов Украины
ГЛАВА I, Обще эстетические предпосылки...................
§ I. Национально-характерное в музыкальном
произведении..............................58-63
§ 2. Ьволюция худокественно-стилевых канонов
воплощения ладо-характерного материала 64-71
ГЛАВА 2. Ладово-характерная горизонталь
§ 1. Вступительные замечания........................72-73
§ 2. Ладо-характерная мелодика /одно- и поли-
ладовые построения/..........................74-109
§ 3. Соотношение ладо-характерной мелодики и
ритмики.....................................110-126
ГЛАВА 3. Ладово-характерная вертикаль
§ I. Формирование ладо-характерной гармонии 127-147
§ 2. Принципы образования аккордики /вопросы
типологии/ ................................ 148-158
ГЛАВА 4* Полифонические методы разработки ладо-харак-терной мелодики /имитационность, полиладо-вость, политональность/ .................................. 159-167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................168-170
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. 171-184
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................. 185-218
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ Проблема лада является одной из наиболее сложных и объемных в теории музыки. Различные ее аспекты изучают музыкальная эстетика, психология, фольклористика. Такое внимание к ней неслучайно. Оно обусловлено в первую очередь той возросшей и во многом новой ролью, которую приобрел лад в музыке XX века.
Особо важной проблема лада оказывается в связи с другой -проблемой модальности. Действие модальных принципов в сфере ладового мышления объясняет не только новые качества современного музыкального языка, новаторские выразительные приемы, но также и те качества народного музыкального мышления, которые были раньше не-замечены либо разработаны в профессиональном творчестве в недостаточной степени.
Поэтому данное исследование затрагивает еще одну проблему, тесно связанную с соотношением бинарной связи - фольклор-композитор, в частности, тот ее аспект, который обусловлен интонационноритмической организацией народного мелоса. При этом объект исследования сознательно ограничен одним видом ладообразований, содержащих полуторатоновую секунду - так называемыми генамисатониче-скими1. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, генамисатониче-ские ладообразования являются ярким, самобытно-специфическим ладовым пластом, обладающим собственными, отличными от диатонической системы закономерностями, который нашел своеобразное преломление в ладовой системе украинского фольклора. Во-вторых, характерная национальная форма генамисотоники - дорийский лад с 1У высокой ступенью - являющаяся центральной в нашей работе, входит в группу ладообразований народной музыки, имеющих тритонову осно-
I сам термин предложен А.Горковенко /3.6, с.151/
- 20 -
ность в расширенно-тональной системе; 3/ тонально-окрашенная модальность; 4/ внетональная модальность; 5/ модальность в области ритма; 6/ тональная модальность; 7/ модальность в других методах композиции /например, в серийной организации/.
Классификация по историческому принципу дана Т.Б.Барановой /6.1, с.24/, в которой выделяются следующие этапы исторической эволюции модальности: I/ старинная модальность, 2/ модальность в
мажоро-минорной системе, 3/ современная модальность - как результат возрождения принципов старинных ладовых структур /"неомодальность"/. Т.Баранова также приводит классификацию видов модальности по эстетико-стилистическому принципу: I/ старинная модальность
2/ фольклорная модальность - как результат обращения к фольклору, 3/ ориентализованная модальность, возникающая в результате обращения к восточным ладовым системам и 4/ "конструктивистская" модальность, возникающая на основе искусственных ладов. Несмотря на условность классификации видов модальности по эстетико-стилистическому принципу /поскольку в творческой практике любой эпохи, часто одного индивидуального стиля различные виды этой классификации тесно взаимодействуют/ сама идея ее представляется довольно плодотворной. Относительно избранного нами ракурса исследования так называемая фольклорная модальность может быть применена к анализу творчества украинских советских композиторов. Очевидно,под фольклорной модальностью следует понимать преломление в профессиональном творчестве соответственно вычлененных и трансформированных фольклорных характеристик - ладовых, ритмических, темброфонических и т.п. Однако фольклорная модальность в творчестве украинских композиторов 60-х - 70-х годов тесно смыкается с другими эстетикостилистическими ее разновидностями - старинной модальностью, вследствие обращения композиторов к стилизации музыки предшествующих эпох /например, симфония-оратория И.Карабица "Пять песен об Украи-
- 21 -
не", "Симфония в стиле украинского Барокко” Л.Колодуба. , музыка к драме Л.Украинки "Каменный властелин" М.Скорика/, конструктивной модальностью /некоторые произведения М.Скорика, Ю.Ищенко, В.Силь-вестрова/.
Таким образом, всесторонняя характеристика самого термина "модальность", его функционирование в различных отраслях знания отразилось и на двойственности его трактовки в теоретическом музыкознании. В широком понимании этой категории, предложенной Е.Назай-кинским, модальность можно рассматривать как изменяемость, вариативность существования объекта /музыкального произведения/, как своеобразную процессуальность его становления. Понимание этой категории в диалектической паре с категорией "константность" чрезвычайно плодотворно при рассмотрении различных элементов музыкального языка, соотношения их друг с другом. Такая общеметодологическая трактовка термина, поднятая до уровня категории, позволяет наметить и трактовку термина в более узком, "прикладном" смысле - в теории лада.
Из всего вышеизложенного следует, что в более узком смысле модальность употребляется в нескольких значениях: I/ ладовой формации определенной исторической эпохи; 2/ ладо-ритмической централизации, существующей в ту же эпоху; 3/ особого типа мелодической функциональности лада, основанной на секундовых /а не кварто-квинтовых, как в мажоро-миноре/ соотношениях ступеней и 4/ особого вида ладо-звукорядной централизации в современной музыке, основанной на ладо-звукорядном принципе /модальная техника/.
Б нашем дальнейшем изложении мы будем употреблять термин модальность в двух последних значениях. Кроме этого, исходя из общеметодологического понимания этой категории, в работе сделана попытка применения категории "модальность" к области музыкального ритма в рамках одного ее вида - фольклорной модальности. При этом трак-
- Киев+380960830922