Вы здесь

Фантастика в театре М. А. Булгакова (Адам и Ева, Блаженство, Иван Васильевич) в контексте художественных исканий драматурга начала 1930-х годов

Автор: 
Ерыкалова И. Е.
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
1994
Количество страниц: 
319
Артикул:
1000174140
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Введение.
Сочетание реального и фантастического планов - принципи аль-ная черта творчества М.А.Булгакова, начиная с фельетонов двадцатых годов и кончая его романом "Мастер и Маргарита". В 1923 году в очерке "Киев-город", рассказывая о событиях 1918 - 1919 гг., он писал: "Будто уэллсовская атомистическая бомба Лопнула под
могилами Аскольда и Дира, и в течение 1000 дней гремело, и клокотало, и полыхало пламенем..." - настолько катастрофичен бет приход революции.* В очерке "Столица в блокноте", рисуя Москву в которой утверждает новая власть, Булгаков пишет: "...за спиной молодого человека без всякого сигнала с его стороны (большевистские фокусы) из воздуха соткался милиционер. Положительно, это было Гофманское нечто... воплощение укоризны в серой шинели с револьвером и свистком... ангел-хранитель, у которого вместо крыльев за плечами помещалась небольшая изящная винтовка"(П,262).
Эта сцена, нисколько не выбиваясь из стиля газетного фельетона в "Накануне", поразительно напоминает первое появление Коровьева-Фагота на Патриарших прудах: бывший регент "соткался из воздуха" под взглядом изумленного Берлиоза (У, 8). В эпизодах очерков и фельетонов уже просматриваются характерные черты булгаковской фантастики: наделение сверхъестественными свойствами новой советской действительности, столкновение библейской образности с реалиями современности, использование литературных реминисценций для субьективной оценки событий.
Не учитывая своеобразие художественного метода М.А.Булгакова,
* Булгаков М.А. Киев-город. // Собр.соч.: В 5 т. Т. 2. М., 1989. СТ. 307. Далее ссылки на собрание сочинений М.А.Булгакова даются в тексте в скобках с указанием римской цифрой - тома, арабской - страницы.
- 3 -
невозможно в полной мере постичь его пьесы двадцатых - начала тридцатых годов, герои которых склонны появляться внезапно и "проваливаться", менять обличья и роли, пускаться в предприятия, которые грозят им гибелью, пьесы, в которых реальность вдруг оказывается сном, воображаемое - действующим лицом, а персонажи, только что распоряжавшиеся чужими жизнями и смертью - фигурками в нелепой карусели, которую, кажется, можно взять в руки и на которую глазами автора смотрит зритель. Обманчиво-простодушный взгляд автора в фантастических повестях*сохраняется и в драматургии, позволяя рассмотреть героев во всех деталях, часто несоединимых, во всем блеске их гротескной завершенности.
Весной 1924 года Булгаков стал членом кружка фантастических писателей, который собирался у секретаря издательства "Недра" И.Н.Зайцева. На собраниях у Зайцева бывали разные люди, начиная со знаменитостей,- например, Андрея Белого, который посещал кружок поэтов, и кончая будущим режиссером Михаилом Роммом, писавшим в это время фантастические рассказы.* Булгаков читал здесь свои повести. Однако кружок быстро распался. По-видимому, один из "фантастических писателей" оказался осведомителем и донес, что фантасты, по предложению М.Булгакова, организуют орден со своим уставом. Булгакова вызывали для объяснений в 01ПУ: в деятельности кружка чувствовался "уклончив". Эго был уклончик к правдивому изображению событий, происходящих в России.
Двадцатые годы - время расцвета советской фантастики, появления множества романов и повестей о невероятном. А.Беляев рассказывал о возможностях науки, В.Обручев - о прошлом Земли. И.Оренбург, М.Шагинян, А.Толстой, Вс. Иванов и В.Шкловский рисовали
ужасы классовой борьбы и грядущую победу мирового пролетариата.
1 Рудакова Мариэтта. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.С#27.
- ЗІ -
пьесе "Адам и Ева11:
"•..учеше стали делать остроумные опыты и изобрели особую жидкость, из которой добыли газ, названный спирто-хлороформом, или алкало-хлороформом. Напуская этот газ в особую комнату, прокуроры силой вводили туда подозреваемых и подсудимых, и последние, надышавшись предательскими испарениями, теряли главное из чувств - силу воли, после чего прямо диктовали стенографам все... что у них было в сокровенных помышлениях." *
Не случайно академик Ефросимов спрашивает у "нового человека" Адама Красовского: помнит ли он формулу хлороформа? Б пьесе "Блаженство" сам способ оживления героя - газом - заставляет внимательнее приглядеться к коммунистическому золотому веку: Граббе открывает кран, из него, светясь, начинает бить какой-то газ, который Граббе направляет на Рейна"? Под пером создателя "Адама и Нвы" действие газа приобретает определенно негативный смысл, кроме того имя доктора Граббе, искуснейшего врача Блаженства, который лечит самого Радаманова, Аврору и Рейна означает в переводе с немецкого - "хорошо- ".
После того, как герой романа Г.Данилевского знакомится с цивилизацией будущего, он произносит речь, которая вполне могла быть обращена к жителям Советской России 1928 года из повести Булгакова "Роковые яйца":
"Бы презираете все, что не ведет к низменной практической пользе! Вы пренебрегаете идеями великого философского цикла и дали развитие одному - практическим, техническим, не идущим далее наукам и ремеслам. Вы отдали луч солнца за кусок удобрения..."^
* Данилевский Г.П. Жизнь через сто лет. Спб., 1864. С. 36.
^ Булгаков М.А. Блаженство. // Булгаковский сборник I. Материалы 3 по истории русской литературы XX века. Таллинн, 1993. С.82.
Данилевский Г.П. Жизнь через сто лет. С. 84.
- 32 -
3 трудах русских философов, начиная с К.Леонтьева и Н.Данилевского критически! осмыслялись позитивистские теории одновременного технического и нравственного прогресса человечества. Блистательная критика прогресса, содержалась, в частности, в труде великого фантаста и философа Николая Федоровича Федорова "Философия общего дела" (1904). 0 его идеями Булгаков мог познакомиться в кругу Пречистенки, через своего друга филолога и философа П.С.Попова и вице-президента ГАХН философа-идеалиста Г.Г.Шпета. В основе философии общего дела лежит принципиально новый вид науки - не столько исследовательский, сколько созидающий, а скорее воскрешающий, то есть направляющий всю силу человечества и всю мощь науки на воскрешение предшествующих поколений и заселение ими планет косглического пространства. Ъеликий еретик, он видел в воскрешении Христа научный опыт, образец, данный человечеству.
Н.Ф.Федоров дал толчок развитию гения юного К.Циолковского, с которым философ подолгу беседовал в Чертковской библиотеке, где он работал библиографом в начале 1870-х годов, идеи философа сказались в творчестве Булгакова, прежде всего в тематике и событиях его фантастических пьес, где воскрешение умерших становится прямим источником действия драмы, а монологи Ефросимова в "Яцаме и Еве" на тему "Бы - идею, а ученый в добавление к ней - шшьяк" и спор Рейна с Радамановым в "Блаженстве" о пользе научных открытий заключают в себе изложение федоровских теорий.
"Философия общего дела" была написана в эпоху научных открытий. Б 1876 г. американец А.Белл изобрел телефонный аппарат, в 1877 Т.Эдисон создал механизм для записи и воспроизведения звука, а в 1879 - вакуумную лампочку накаливания. В 1885 - 1889 гг. немецкие инженеры К.Бенц и Г.Даймлер сконструировали первые автомобили, в 1889 А.Эйфель завершил строительство своей башни и в Па-