Вы здесь

Оперное творчество А. Н. Серова

Автор: 
Абрамовский Георгий Константинович
Тип работы: 
докторская
Год: 
1998
Количество страниц: 
170
Артикул:
1000248250
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

> 'В'
одщхлоё ШВОР^СШВО
-л и стшл
Президиум ВАК России
(решение ОТ
присудил ученую степень ДОКТОРА \Началышк управления ВАК России
Оперные искания Серова
15
Записки Демона” (по пьесе Э. Араго и П. Вермо-а). Музыка - более двадцати вокальных номеров -шь частично была оригинальной: большинство омеров представляло собой аранжировку популяр-ых водевильных напевов.
К периоду работы над “Мельничихой” отно-тся также подсказанный В. Стасовым замысел аматичесхой по содержанию оперы на сюжет есы Гюго “Анджело”, хоторая шла в Михайловом театре под названием “Венецианская актриса", письме от 16 ноября 1845 года Серов, восхищен-)й Стасовеким описанием исполнения роли Тизбы трисой Альбер, писал: “Тизба - необходимый для ня комментарий для некоторой оперы (которая, 1ть может, увидит свет на итальянской сцене, и ежде в Одессе, нежели у вас - но это далеко, еко)” (139, с. 284).
Мысль об этой опере волновала Серова и в едующем, 1846 году: "Да, я чувствую, что настоя-ие оперы будут, и будут мои! <...> Я теперь весь гне, когда подумаю о такой музыкальной драме, к “Венецианская актриса"! Злоба Гомодеи, мрач-гй гнев Анджело, .минутные восторги свидания дольфо с Катариною, страдание и смерть Тизбы -ат и преследуют меня по целым дням! Что же дет со мною, когда я примусь писать все это?” 40, с. 51).
Теперь Серов приходит к мысли, что начииа-сму композитору'легче выразить “патос”. Поэто-работа над “Венецианской актрисой” будет для го хорошей школой на подступах к комической ере: «...я бы не осмелился приняться за большую мическуюоперу, вроде “Виндзорских”... (“Мель-чиху” я не считаю, потому что там облегчает )ршпноапь некоторых подробностей) - не перей-через патетическую “Comediènne de Venise”» 40, с. 55).
Последнее упоминание об опере на сюжет го содержится в письме от 26 октября 1846 года, Серов планирует составить сценарий и поручить" исание либретто П. Дьяченко (140, с. 136). Но ьше обдумывания сценарного плана дело не шло.
В х ной 1846 года мелькнула мысль еще об юй опере - на сюжет романа Шарля Бернара тчим’, незадолго до того опубликованного в жур-е “Отечественные записки”. Некоторые сцены ана воспламенили творческое воображение ком-итора (140, с. 69). Однако трудности с заверше-м “Мельничихи" в конце концов заставили его росить иллюзии и всерьез заняться композитор-й техникой. В творческой биографии Серова алея период технического перевооружения.
Летом 1846 года он приступает к работам инструментовке, оркеструет сонаты Бетховена, аст “Трактат об инструментовке” Берлиоза.
В овладении Серовым оркестровой палитрой готворно сказалось общение с Глинкой. Когда ов показал Глинке оркестровку его фортепианной сы “Молитва” (выполненную в .марте 1849 года),
то Глинка, - как вспоминает автор переложения, -“очень внимательно прошел со мною все подробности моей партитуры, многое хвалил, другое поиз-менил согласно своим идеалам, причем сообщил мне драгоценнейшие заметки об оттенках в оркестровке, о характере и колорите отдельных инструментов...” (130, с. 162). Позже - в начале 1852 года, Серов записал со слов Глинки его “бесподобные замечания об оркестре и оркестровке" (141, с. 122).
Параллельно шли усиленные занятия формой и особенно - полифонией, необходимость которых Серов осознал летом 1847 года. В начале 1848 года он стал заниматься контрапунктом с петербургским теоретиком Осипом Карловичем Гунке, совета ми которого пользовался и ранее, но только в области инструментовки. (До мая, когда Серов вернулся из Симферополя в Петербург, занятия были заочными -ученик высылал задания по почте). Полифония не на шутку увлекла композитора: “Жадность моя к этим занятиям доходит до смешного. Я готов забыть все на свете, чтоб сидеть и обдумывать контрапунктические сочетания" (141, с. 36)
Об интенсивности и напряженности занятой свидетельствуют и строки из письма к матери: “...чтобы сколько-нибудь догнать людей, кончивших курс своей науки, я должен в один гол пройти то, что проходят в десять лет... Весь внешний мир должен не существовать для ліеня на это время...”20.
Почувствовав наконец, что многого достиг в сфере композиторской техники, Серов вновь возвращается к своей мечте - опере. В начале 1850 года, вскоре после вторичного переезда в Симферополь, Серов приступает к сочинению “Майской ночи” - центрального произведения раннего периода творчества. Эго вторая опера (после “Мельничихи"), над которой Соеров трудился долго и упорно - в течение четырех лет. Лишь осенью 1850 года композитора на короткое время отвлек некий сюжет “из Шиллера”, о чем сохранились сведения в письме &_ матери. "У меня уж и другая (опера. - Г. А.) задумана и такая, что у тебя сердце будет радоваться при одном имени сюжета из Шиллера”, - сообщает Серов21. Но увлечение "Майской ночью” полностью вытеснило этот замысел.
4
Гоголь и Украина всегда вызыва\и у Серова восторженные чувства. Гоголя он, как и Стасов, начал “страстно боготворить" еще в годы обучения в Училище правоведения. А в конце 40-х годов, прочитав “Избранные места из переписки с друзьями”, Соеров делился с сестрой: “Эго уже не слог, не речь, -а какая-то музыка, - что-то неслыханное в литературе” (142, с. 180). Правда, новые взгляды Гоголя пришлись ему не по душе: за них писателя “надо поминутно бранить”.
16
Г. Абрамовский. ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО А. Н. СЕРОВА
В увлечении Гоголем и Украиной немалую роль сыграли впечатления от искусства М. С. Щепкина, которою Серов неоднократно видел на петербургской, а затем на симферопольской сцене (в сентябре 1846 года). “...Триумфы Щепкина - гоголевские характеры (Городничий, Бурдюков) и малороссияне”, - писал Серов В. Стасову (140, с. 131). И еще: “...Щепкин восхитил всех в “Тяжбе”. Надо заметить, что у нас далеко не вес ценят и могут ценить гоголевскую правду - но ты знаешь, как я се ценю и как выражает ее Щепкин” (140, с. 129).
Много дало Серову личное общение с великим актером на встречах у симферопольских знакомых. "Замечания его о разных разностях для меня были просто драгоценны”, - читаем в письме к сестре (142, с. 104). И здесь Серов подчеркивает, что Щепкин “боготворит Гоголя, с которым близко знаком”.
Становятся понятными многократные обращения композитора к Гоголю как источнику оперных сюжетов. Первой в этом ряду явилась “Майская ночь”. “...Трудно напасть на сюжет лучше этого для самой разнообразной - комическо-фантастической оперы”, - радовался композитор (145, с. 4&)т
Либретго (вернее, сто первый вариант) написала Прасковья Михайловна Бакунина, двоюродная сестра Алексея и Павла Бакуниных, симферопольских друзей композитора. Оно не сохранилось. Общее представление о нем дает письмо композитора к Виктору Павловичу Гаевскому, близкому знакомому семьи Серовых. Композитор со внима нием относился к советам этого известного литератора, тайно сотрудничавшего в “Полярной Звезде” Герцена, друга Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
“Первый акт наполняют все сцены между Лсвко, Ганной и Головой - финал акта составляет бунт парубков против Головы (т. е. они, побуждаемые тенором, собираются хорошенько взбучить старика). Второй ater - весь в хате Головы - проходит в возне и кутерьме - “Парубки гуляют”, в последнем акте накутавшему Левку (как Гоголь склоняет) ничего не остается, как идти к русалкам просить иан-ночкиной помощи - после небольшой сцены в хате Ганны, - он и отправляется к берегу заглохшего пруда. Тут-то и совершается - “сударь ты мой”... вся “фантасмагория”. 11анночк.з вручает ому “записку Комиссара” - и все завершается “comme de raison”2* -свадьбой” (145, с. 48).
Обратимся к истории создания музыки “Майской ночи", процесса сложного, подчас мучительного для Серова, ибо взлеты творческого вдохновения сменялись периодами разочарования, неверия в собственные силы.
Начало работы над оперой нередко датируется неточно. Сам Серов в “Автобиографической записхс” ошибо'шо указывает, что “замыслил” писая» “Майскую ночь" в 1852 году. Эту дату приводят и некоторые исследователи (в частности, Г. Хубов - 199, с. 16).
По мнению Н. Финдейзена, Серов приступил к сочинению оперы в 1848 - 1849 годах “в
Пскове или до вторичной поездки в Симферополь” (195, с 57). Но в письмах к В. Стасову (от 6 ноябр 1851 года и 17 сентября 1852), а также к Бакунин (от 28 декабря 1853 года) Серов замечает, что опер зародилась в Симферополе (куда композитор вторич но приехал в конце 1849 года, остановившись Бакуниных).
Установить начало работы над “Майско ночью” можно, сопоставив сведения, которые содср жатся в письмах к Стасовым от 7 января и 25 ма 1853 года. В первом из них Серов пишет, чт трудится над “Майской ночью" почти три года, в втором - три года. Следовательно, начало активно работы над оперой можно отнести к весне 185 года. Эго подтверждает и латі (23 .мая), имеющаяс в записной книжке с эскизами к "Майской ночи”23
Осенью 1850 года многие фрагменты “Май скоЙ ночи" были уже готовы. "...Я день и ночь дума об своей опере (которая уже много подвинулась)...” читаем в письме к Д. Стасову от 21 сентября (141 с. 67). В тот же день Серов сообщает сестре, «гг играл в кругу своих знакомых сочиненные отрывки и все остались “очень довольны” (142, с. 203).
Двумя днями ранее композитор послал н суд Стасовых в качестве “образчика" новой онер финальный квартет (Ганна, Левко, Голова, Своячени ца). В. Стасов одобрил музыку, высказав при это ряд критических суждений (впоследствии ансамб был сочинен заново с добавлением четырехголосног хора).
К концу октября Серов “изготовил уж половину всей музыки”. В письме к матери от 2 октября 1850 года, откуда процитированы эт строки, композитор просит ее выяснить у управляю щего Петербургской театральной конторой А. Киреева "будет ли возможность отдать эту онеру дирекцию с тем, чтоб ее поставили тотчас же, т. в будущем году - ХОТ!» весной или осенью (до приезд итальянцев), разумеется, в І Іетербурге, - но в случа надобности, пожалуй, хоть в Москве”.
Далее Соеров высказывает свои соображен о постановке: "Опера эта такого свойства, что н будет стоить дирекции ровно никаких издержек, или самых ничтожных. Декораций новых - тольк одна: лунная ночь над заглохшим прудом (дл Роллера это ж просто - безделушка) - ни танце ни костюмов, никакого великолепия в обстановк Все донельзя просто, без всяких претензий (кро разве арфы в оркестре, да и то - необходимость, не прихоть, - и для дирекции эти вещи все равно) (141, с. 194).
О дальнейшей работе над “Майской ночью можно судить по письмам Серова к Алексе Александровичу Бакунину.
Живя в 1850 году в Симферополе в сел Бакуниных, композитор на начальном этапе рабо над оперой постоянно советовался с А. Бакунины Не случайно по завершении “Майской ночи” Cej назвал его "крестным отцом” своего детища. “О не музыкант, - писал Серов об А. Бакунине В. Стасову,