Оглавление
Введение
§ 1. Современная нотация и актуальные проблемы музыкознания..........4
§ 2. Реформы нотной записи в XX веке:
есть ли выход из кризиса?..........................................7
§ 3. Проблематика и структура исследования..........................14
Глава 1. Современная теоретическая мысль о нотной записи § 1. Общая классификация исследований и
принципов исследовательских подходов............................22
§ 2. Анализ исследований потной записи:
музыкально-теоретический, ретроспективно-историографический
и культурологический подходы....................................28
§ 3. Нотация и исполнительство......................................51
§ 4. Нотная запись и музыкальное мышление...........................68
V
§ 5. Визуальные аспекты нотации :................................. 76
Глава 2. Реформа нотации как культурологическая и информационная проблема
§ 1. Проекты реформирования нотной записи...........................97
§ 2. Размышления о причинах неудач глобальных проектов
реформирования нотации...........................................118
§ 3. Реформирование нотации и глобальные информационные
технологии. Понятие информации: общелогические аспекты...........122
§ 4. Информационные технологии и культура:
проблемы интеграции..............................................129
§ 5. Язык искусства: метафора или научное понятие?.................132
§ 6. Теория языка в иску сстве: поиск универсальности..............151
§ 7. Концепция идеального языка....................................157
§ 8. Нотация и семиотика: новые перспективы........................162
3
Глава 3. Анализ современного состояния профессиональной нотной записи
Предварительные замечания...........................................165
§ 1. Общие принципы записи
временной организации музыки....................................171
§ 2. Новые приёмы игры на инструментах и
способы их йотирования..........................................187
§ 3. Фиксация звуковысотных и масштабно-тематических
аспектов музыкального звучания. Алеаторические принципы
организации и записи музыки.....................................203
§ 4. Дескриптивные формы конкретизации
авторского замысла...............................................221
Глава 4. Нотация и звукозапись: от несовместимых решений к единым информационным стандартам. М1Ш-технология § 1. Современные информационные технологии
как преодоление нотационного кризиса............................233
§ 2. Нотация и звукозапись..........................................236
§ 3. Представители академического музыкознания о роли звукозаписывающих технологий
в современной музыкальной культуре..............................237
§ 4. Два основных принципа звукозаписи.
Аналоговые и цифровые технологии................................241
§ 5. Эволюция фонозаписи. От аналоговых форм к цифровым.............245
§ 6. Методы цифровой записи звука...................................254
§ 7. Запись звука в МЮ1-формате.....................................259
§ 8. Параметры звучания, фиксируемые МШ1-нотацией...................263
Заключение...........................................................275
Литература...........................................................280
Нотная литерату ра...................................................289
Нотные приложения....................................................295
я
29
ванное метроритмическое движение», т. е. «не является адекватным графическим отражением музыкального произведения», Е. Герцман видит сё основной недостаток. Автор добавляет, что «дефекты нотной записи в какой-то степени нивелируются слуховым восприятием» и «понимание графических изображений» может приблизиться к «реальному интонированию». Но для этого нужна смысловая поправка, сопоставление с реальным звучанием [там же, с. 10].
Затрагивая очень важный аспект взаимосвязи типа нотной записи с музыкальным мышлением конкретной эпохи, обусловленности нотации «целевыми потребностями», особенностями определённого этапа музыкальной практики, Е. Герцман констатирует наличие другого существенного недостатка нотной записи: её «смысловую статику» - «постоянно увеличивающийся разрыв» между существующей системой нотации и художественной практикой вследствие «развития мышления». Заметим, что никто из исследователей не сформулировал это очень важное наблюдение столь чётко и ясно.
Среди других претензии Е. Гсрцмана (уже к современной нотной записи) - её неприспособленность к фиксации функциональной специфики тонально-гармонической музыки и несоответствие ладотональным нормам, которые значительно изменились со времени появления используемых сегодня символов. Автор указывает, что «графический материал не даёт сведений функционального порядка, выявление которых зависит от принципов анализа нотного текста, от справедливости теоретической концепции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нередки случаи, когда один и тот же „нотный факт“ объясняется самыми противоположными способами, отчего и получаются прямо противоположные выводы» [там же, с. 11] (курсив мой - Е.А.). В качестве примера Е. Герцман напоминает историю изучения «тристан-аккорда». К вопросу о «нотных фактах» и их интерпретациях современной теорией музыки мы ещё вернёмся.
Конкретный анализ нотаций предпринят Е. Герцманом во второй книге - «Византийское музыкознание», где разновидностям византийской нота-
30
ции посвящена отдельная глава. Выдвину тый в первой работе тезис о взаимосвязи типа нотной записи с музыкальным мышлением определённой эпохи здесь подтверждается, будучи проиллюстрирован конкретными примерами из истории античной и византийской музыки. Объясняет Е. Герцман и причину появления новых нотаций: возникший «смысловой разрыв» между возможностями существующей нотации и запросами музыкальной практики, новыми средствами музыкальной выразительности.
Е. Герцман - один из немногих исследователей, кто уделяет внимание этапу становления новой знаковой системы. Он отмечает, что этот обязательный шаг в развитии всякой нотации представляет собой длительный исторический процесс, в начале которого долго используются и старые, и новые формы нотного письма [19, с. 202]. Утверждение же новых форм происходит в результате «естественного отбора»: «поисков, опытного применения отдельных знаков, проверки их возможностей, отсеивания» [там же].
Следует заметить, что переходные этапы в развитии нотации, смена её типов, реформы нотной записи в истории музыки являются «белыми пятнами». Специальных исследований нет совсем, а в общих обзорах данная проблематика представлена фрагментарно.
Нсв.мснной нотации раннего средневековья посвящена статья В. Кар-цовника. Прежде чем приступить к основной теме своего исследования, автор кратко характеризует направленность развития западноевропейской нотации и её значение для музыкальной культуры. Оно заключается в том, что «с XVIII в. нотная графика становится основным средством сохранения и передачи нотного текста» [43, с. 21]. Дальнейшая эволюция нотации обусловлена необходимостью расширения сс знаковых возможностей для фиксации «практически всех компонентов музыкальной речи» [там же].3 В. Карцовннк указывает также и на недостатки сложившейся нотации, в которой не нахо-
! Эту же проблему, но более подробно рассматривает Э. Денжои, миделя* лапы эволюции нотации [28].
- Киев+380960830922