Ви є тут

Туризм в системе социально-культурного взаимодействия студенческой молодёжи

Автор: 
Васильченко Елена Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2013
Артикул:
306477
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА СФЕРУ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ 13
1.1. Туризм в системе рекреационной, культурно-просветительской и коммуникативно-интеграционной деятельности студенческой молодёжи 13
1.2. Аксиологический анализ сферы туризма 36
1.3. Социокультурная ситуация в сфере туризма в современном российском обществе 59
2. СТУДЕНЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЫ 10-КУЛЬТУР! ЮГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЁЖИ 87
2.1. Социально-демо1рафические характеристики российской студенческой молодежи как детерминант ее ценностных ориентаций в глобализирующемся обществе 87
2.2. Современные особенности туризма в студенческой среде 98
2.3. Социологический анализ влияния туризма на формирование постулатов постиндустриального общества в студенческой среде 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 140
ПРИЛОЖЕНИЯ 151
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его распространению способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. В свою очередь массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями того или иного региона.
В социокультурном аспекте туризм, являясь индикатором уровня и качества жизни населения, способствует сохранению культурного наследия и исторических ценностей, формированию взаимного интереса людей различных вероисповеданий, национальностей, ведет к формированию толерантности и уважения между ними, стабилизации межэтнических и международных отношений. По сути, туризм выступает как форма открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и изменения культурных стереотипов. Расширение границ социокультурного взаимодействия во всех сферах человеческой деятельности обусловлено переходом в конце XX века большинства западноевропейских стран на постиндустриальный уровень своего развития, что повлекло не только технологические, структурные, но и ценностные изменения.
Формирование на современном этапе развития общества индустрии массового туризма, смена социокультурных приоритетов в мотивации путешествий отдельных групп российского населения предопределяет необходимость его анализа как одного из важнейших показателей вхождения России в общемировое глобальное пространство. Социологический подход к анализу туризма в контексте социокультурных детерминант общественного развития раскрывает данное явление не только как часть глобальной постиндустриальной экономики, но и как феномен особой культуры, позволяющей определить нравственную, ценностную основу для создания новых механизмов воспроиз-
Анализируя понятийный аппарат, можно отметить, что термин «туризм» происходит от латинского слова tornus (движение по кругу; вертеть, вращать) и в широком смысле означает передвижение с одновременной сменой быта людей [112, с.7]. Во второй половине XIX в. это слово вошло в языки многих народов мира, однако в русском языке этот термин появился несколько позднее.
Таким образом, слово «tour», которое впервые было употреблено в 1750-х годах для обозначения перемещений людей на большие расстояния, стало подразумевать туристское путешествие с такими заранее спланированными параметрами как маршрут, сроки, набор услуг. Туризм стал характеризоваться как массовый род путешествий с четко определенными целями, совершаемыми собственно туристами и включающими в себя как деятельность самого туриста, так и деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий.
Первая половина XX века характеризуется значительным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, соответственно, попытками статистического учета путешествующих лиц. В этот период возникает необходимость иного определения данного понятия, так под туризмом в статистике стали понимать одну из форм миграции населения, не связанную с переменой места жи тельства или работы [117,с.56]. В то же время поиск работы не является основным мотивом туристской деятельности. Следует отметить, что в практику общественной жизни стало входить изменение места пребывания, в большей мере связанное с познанием нового, ознакомлением с ценностями, обычаями, традициями других народов, наций. По сути это является признаком перехода общества на новую стадию развития, перевода основных потребностей больших масс людей с потребностей выживания к потребностям развлечения, отвлечения, саморазвития.
Всё это обусловило необходимость в научных исследованиях данного вида деятельности, выявления основных подходов к определению данного понятия. Так, ещё в 1841 г. появился груд немецкого ученого И. Г. Коля, одна из
14
частей которого - «Другое общественное движение и созданные им селения развлечений, услуг и водные курорты» - анализировала туристское движение в контексте его влияния на развитие местности [36,с.78]. Именно этот труд, по мнению автора данного исследования, и послужил толчком к научным исследованиям данного явления с позиции социально-экономических последствий внедрения туризма в практику общественной жизни.
К XX веку туризм изучается как вид деятельности, имеющий важнейшее значение для полноценной и многогранной жизни людей. Так в 1905 году в швейцарском справочнике по народному хозяйству было зарегистрировано первое определение туризма, отражающее более широкий подход к данной дефиниции: «Туризм - феномен новейшего времени, возникший вследствие усиления потребности в восстановлении сил и перемене климата, пробуждении эстетического интереса к произведениям искусства и природным ландшафтам, стремление к общению с природой» [2,с.9].
Многофункциональность данного социального явления нашла отражение в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.), где провозглашено: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения». [66, с.92] Социальный аспект туризма и его многогранность отражены и в Гаагской декларации по туризму (1989 г.), определяющей туризм как «важную форму использования свободного времени и основное средство межличностных связей, а также политических, экономических и культурных контактов» [90, с.221-222].
Одно из наиболее лаконичных определений туризма, по мнению диссертанта, было дано французским учёным В. Жекмо, который в 1980 году охарактеризовал tour как «путешествие с возращением обратно к месту выезда» и четко обозначил границы туристической деятельности. Позже профессорами Бернского университета было дано определение туризма, которое включало ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия
15