Ви є тут

О новейших концептах времени в структуре кинематографического произведения

Автор: 
Мариевская Наталья Евгеньевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172070
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................... 3
Глава I. Методологические проблемы исследования художественного времени кинематографического произведения.................... 14
Глава II. Модусы времени в структуре кинематографического
произведения: настоящее и прошлое..................... 45
Глава III. Будущее в структуре кинематографического произведения: модели динамического хаоса................................... 78
Заключение.................................................. 111
Библиография................................................ 116
Фильмография................................................ 124
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы В современной науке происходят фундаментальные сдвиги, влияющие на культурную ситуацию в целом. Если прежде наука занималась вечным и неизменным, то теперь в сферу её внимания попадает становящееся и возникающее. Отныне мир мыслится не в бытии, а в становлении. Возникает новый диалог человека с природой.
В модели мира, построенной классической наукой, существовало величественное господство ясности и простоты. В начале XX столетия наука под тонкой плёнкой порядка и гармонии обнаруживает хаос. Становится ясно, что в природе существенную роль играет не иллюзорная, а вполне реальная необратимость, лежащая в основе большинства процессов самоорганизации, что жёсткий детерминизм в окружающем нас мире применим только в самых простых случаях. Идеи прогресса с их безразличием к предсказуемому будущему уступают место новому мировосприятию. Будущее мыслится принципиально непредсказуемым.
О вновь обретённом чувстве тревоги и безграничной свободы пишет Ортега-и-Гассет: «В самом деле, наше время не чувствует себя
окончательным - напротив, в основе его лежит ощущение, что времён окончательных, надёжных, раз навсегда установленных не бывает, а притязания жизненного уклада, именуемого «современной культурой», на окончательность нам кажутся непонятным ослеплением и крайней узостью кругозора. И мы облегчённо чувствуем, что вырвались из тесного и Т5$звыходного загона в бескрайний звёздный мир, настоящий, грозный,
Практическая значимость работы Данное исследование может быть полезно как в теоретическом, так и в практическом аспекте, в том числе, в учебной работе при подготовке общего курса теории кинодраматургии.
В диссертации предложена методика анализа временной структуры кинематографического произведения, применимая при проведении киноведческого исследования. Анализ темпоральности фильма, как никакой иной, приближает исследователя к пониманию замысла автора, тех глубинных задач, которые он перед собой ставил. Именно в выборе временной конструкции раскрываются особенности творческого мышления создателя фильма.
В работе раскрыт механизм построения драматургической конструкции, соответствующий времени перехода из настоящего в будущее. Использование этого механизма может быть полезно режиссёрам и сценаристам в их повседневной работе.
Положения, выносимые на защиту Непредсказуемость кинематографического произведения формируется средствами кинодраматургии. Для этого необходимо определить множество точек взрыва (точек бифуркации) в его структуре. Эти точки должны обладать определёнными свойствами. В диссертации предложен алгоритм их построения: необходимо задать множество вариантов развития событий (принцип вариативности). При этом каждый вариант должен иметь возможность осуществиться с равной вероятностью. Выбор варианта обязательно должен включать момент случайности. Здесь существуют свои ограничения, связанные с поведением, выбором самих героев.
□ Для моделирования необратимости средствами кинематографа важно учитывать роль случайности. Стрела времени проявляет
себя лишь в сочетании со случайностью. Только в этом случае, возникает различие между прошлым и будущим и, следовательно, необратимость.
□ Кинематограф располагает средствами для реализации механизма ветвления. В диссертации исследованы различные способы версификации средствами кино (использование различных уровней повествования, полиэкрана, зеркал, двойников, монтажных приёмов и пр.)
□ Новая темпоральность актуализирует проблему героя в кинематографе. Движение по ветвям времени происходит через случайность, но присутствие человека с его стремлениями, чувствами меняет поведение системы, которая в моменты взрыва чрезвычайно чувствительна к малым изменениям. Это означает, что любой поступок героя приобретает в такие мгновения огромное значение, вызывая необратимые изменения.
□ Возможности средствами кинематографа создавать модели динамического хаоса ведёт к возрастанию свободы. Безальтернативное получает альтернативу. Свобода привносится в те сферы, которые в реальности ею не располагают. Это ведёт к резкому повышению роли этических оценок в кино.
Структура диссертации Структура диссертации обусловлена подходами к разрешению поставленных в ней проблем.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, библиографии, фильмографии.