Вы здесь

Податковий механізм стимулювання інвестиційної діяльності промислових підприємств

Автор: 
Балашова Ольга Володимирівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
3404U004223
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Макроэкономические аспекты анализа эффективности налогового стимулирования
инвестиционной деятельности
Одной из основных форм стимулирования инвестиционной деятельности промышленных
предприятий в Украине является создание территорий с особым режимом
налогообложения – специальных экономических зон и территорий приоритетного
развития. За годы независимости Украины было создано 78 территорий со
специальным режимом стимулирования инвестиционной деятельности на территории 12
из 27 административных регионов Украины [112]. По состоянию на 1 января 2004
года в них было зарегистрировано 764 инвестиционных проекта общей стоимостью
более 5 млрд. долл. США (табл. 2.1). Фактически осуществлены инвестиции на
сумму 1,4 млрд. долл., что составляет 27,9 % запланированной суммы. В
результате осуществления инвестиций было создано 103,8 тысячи новых рабочих
мест и реализовано продукции на сумму свыше 25 млрд. грн. Сумма налоговых
льгот, предоставленная предприятиям за весь период инвестиционной деятельности,
составляет 3,7 млрд. грн., что на 1,9 % меньше суммы налоговых поступлений.
Из действующих 18 СЭЗ и ТПР Украины лидирующее место по количеству
зарегистрированных инвестиционных проектов (37,5 % от общего числа) занимает
территория приоритетного развития Донецкой области. Сметная стоимость проектов
составляет 56,4 % от общего объема. По состоянию на 1 января 2004 фактически
привлечено 28,1 % от планируемых инвестиций (более 790 млн. долл. США). На долю
ТПР в Донецкой области приходится 67,5 % всех налоговых льгот, но и 80,4 %
налоговых поступлений в бюджет. Лидером среди специальных экономических зон
является СЭЗ «Яворив», на территории которой зарегистрировано 106
инвестиционных проектов общей стоимостью 255 901,0 млн. долл. США. Из
планируемой суммы привлечено 16,9 % средств. На 7 проектов меньше
зарегистрировано на территории приоритетного развития Закарпатской области, но
сметная стоимость этих проектов больше и размер фактически вложенных средств
более чем в 2 раза превышает инвестиции в СЭЗ «Яворив». ТПР г. Харькова
занимает второе место среди территорий приоритетного развития (после ТПР
Донецкой области) по сметной стоимости зарегистрированных инвестиционных
проектов, их финансирование находится на уровне 29,2 % от планируемой величины.
Фактически не осуществляются инвестиций в СЭЗ «Порт Крым», где зарегистрирован
1 инвестиционный проект стоимостью 1,15 млн. долл. США. Один проект
зарегистрирован и осуществляется в г. Шостка Сумской области, по состоянию на
01.01.2004 фактически привлечено 13,3 % планируемых инвестиций.
Несмотря на существующую критику создания СЭЗ и ТПР в Украине, нужно отметить,
что их работа только в 2003 году обеспечила около 6 % общего объема капитальных
вложений в экономику страны. Размер предоставленных налоговых льгот составил
3,8 % доходов сводного бюджета Украины, но эти льготы связаны с созданием новых
и расширением существующих производств, поэтому трудно предположить размер
бюджетных поступлений, если бы эти проекты не осуществлялись.
По состоянию на 01.01.2004 г. общая сумма налоговых поступлений от предприятий,
реализующих инвестиционные проекты, на 1,9 % больше предоставленных налоговых
льгот (табл. 2.2). За счет роста базы налогообложения суммы налоговых платежей
предприятий значительно превысили суммы предоставленных налоговых льгот в СЭЗ
«Азов», «Николаев», ТПР Донецкой и Закарпатской областей. Положительное сальдо
налоговых платежей и льгот характерно для ТПР Луганской области, г. Харькова,
Черниговской области и г. Шостка. В остальных СЭЗ и ТПР сумма уплаченных
налогов меньше величины налоговых льгот.
Большую часть в общей величине предоставленных налоговых льгот (55,2 %)
занимают льготы по таможенной пошлине на импортируемые материалы, оборудование,
комплектующие. Приблизительно равна (около 21 %) доля льгот по налогу на
прибыль и НДС. Льготы по другим налогам занимают мене 1 %. Анализируемые
налоговые поступления предприятий имеют другую структуру. Наибольший удельный
вес 67,2 % принадлежит налогу на добавленную стоимость, 19,6% занимают прочие
налоги и сборы, на третьем месте – подоходный налог с граждан (8,9 %), и 4,2 %
приходится на налог на прибыль предприятий. Похожую структуру налоговых
платежей имеют 5 из 19 рассматриваемых территорий. Предприятия СЭЗ
«Порто-Франко», «Рени» практически не уплачивали НДС, основная часть
уплачиваемых налогов приходится на подоходный налог и другие платежи. Большая
часть (72,5 %) налоговых поступлений ТПР Донецкой области обеспечена уплатой
налога на добавленную стоимость.
Имеющиеся данные позволяют отметить, что сумма уплачиваемого налога на прибыль
почти в 5 раз меньше суммы предоставленных льгот по этому налогу, а сумма
уплаченного налога на добавленную стоимость, напротив, в 3,3 раза больше, чем
сумма предоставленных льгот. Это объясняется тем, что значительная часть
инвестиционных проектов осуществляется на действующих предприятиях. В обычном
режиме налогообложения при импорте оборудования НДС, уплачиваемый на таможне,
становится налоговым кредитом, уменьшая налоговое обязательство по результатам
отчетного периода. Из-за того, что в СЭЗ и ТПР импорт оборудования
освобождается от уплаты НДС, у предприятий не возникает соответствующей суммы
налогового кредита, поэтому реально уплачиваемая сумма НДС не уменьшается.
Как было установлено в первом разделе работы, основное отличие в механизме
налогообложения инвестиционной деятельности предприятий в условиях СЭЗ и ТПР