Ви є тут

Організація управлінського обліку в торгово- виробничих підприємствах

Автор: 
Белявцева Вікторія Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U003067
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организация бюджетирования как элемента системы управленческого учета
Конкурентоспособность предприятия в современных условиях хозяйствования, то
есть в условиях перенасыщенности товарного рынка, появления множества
принципиально новых товаров, роста требований потребителей к качеству,
изменения потребительских предпочтений, находится в прямой зависимости от
«качества» интеллектуального капитала используемого им в процессе
предпринимательской деятельности [37].
Совокупный интеллектуальный потенциал предприятия формируется на основе
упорядочения знаний, которыми обладают работники компании и которые важны для
ее успешной деятельности. К ним обычно относятся коллективный опыт, умения и
навыки, конкретные знания, представления о деятельности фирмы, ее
взаимодействии с партнерами, творческий потенциал [15].
На наш взгляд, существенно повысить совокупный интеллектуальный потенциал
предприятия помогает процесс бюджетирования его деятельности, который следует
рассматривать как технологию составления скоординированного по всем
подразделениям или функциям плана работы организации, базирующуюся на
комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и
получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов
деятельности предприятия, а также механизма оперативно-тактического управления,
который обеспечивает решение возникающих проблем и достижение заданных целей.
Прежде всего, нужно отметить, что представления о системе бюджетирования,
отраженные в публикациях деловой прессы и материалах рекламного характера,
зачастую далеки от действительности. Бытует мнение, что бюджетирование якобы
позволяет: определять и достигать стратегические цели компании; поддерживать
эффективное ежедневное управление; связывать текущие задачи с корпоративными
целями и выявлять роль каждого из факторов в их достижении; эффективно
организовывать производственный процесс; определять вклад каждого сотрудника в
прибыль компании; делать стратегические цели компании интересными для
персонала; определять позицию компании на рынке, задействовать свободные
ресурсы; усиливать мотивацию персонала на высокоэффективный труд. Между тем,
бюджетирование имеет весьма отдаленное отношение к позиции компании на рынке и
рыночным тенденциям, организации производственного процесса, квалификации и
процессу подбора персонала. Наличие на предприятии хорошо отлаженной системы
бюджетирования абсолютно недостаточно для определения стратегических целей
компании, и, уж тем более, не способно сделать эти цели интересными для
персонала. Все это не является предназначением системы бюджетирования [34].
Утверждения о соответствии системы бюджетирования GAAP зачастую носят
аналогичный характер. Попытка "привязать" бюджетирование к GAAP объясняется
двумя основными причинами. Во-первых, GAAP (IAS, Международные стандарты
финансового учета и т.п.) [79] это своеобразный брэнд, который хорошо известен.
Как следствие, услуги консультирования по постановке системы бюджетирования с
этим брэндом лучше продаются. Во-вторых, существует вакуум представлений и
элементарное непонимание (даже в профессиональной среде). В такой ситуации есть
соблазн приравнять то, что мало понятно (бюджетирование), к тому, что понятно,
стандартизовано и регламентировано (стандарты финансового учета), и тем самым
"подвести теоретическую базу". Обе эти причины приводят к тому, что
некорректность такого сопоставления либо не осознается, либо игнорируется.
GAAP представляют собой набор формулируемых FASB стандартов, определяющих
процесс подготовки финансовой отчетности. В соответствии с первым документом
концептуальной схемы, определяющей основы финансового учета и стандартов
отчетности, финансовая отчетность предназначена для того, чтобы наилучшим
образом служить интересам инвесторов и кредиторов. Таким образом, GAAP
определяют принципы подготовки финансовой отчетности, предназначенной, прежде
всего, для внешних, по отношению к организации, пользователей.
Система бюджетирования это, напротив, управленческая система, предназначенная
для внутренних пользователей - руководителей и сотрудников предприятия [34].
Проанализировав эволюцию становления экономического термина «бюджетирование»,
предлагаем понимать под ним процесс составления и исполнения бюджета. Среди
распространенных представлений простейшее понимание этого инструмента, как
правило, сводится всего лишь к той или иной форме табличного представления
систематизированной финансовой информации.
Важным, однако, является то, что система бюджетирования оперирует именно
управленческой, в том числе нефинансовой, информацией, т.е. той информацией,
которая почти полностью утрачивается в финансовой отчетности. Информация,
содержащаяся в финансовой отчетности, которая сама по себе не является
удовлетворительной даже с точки зрения внешних пользователей (что, зачастую,
требует серьезных корректировок со стороны аналитиков), совершенно
недостаточна, а в определенных случаях даже противопоказана для целей
управления предприятием и не должна служить основой управленческих
инструментов.
Помимо этой фундаментальной причины есть ряд других аргументов. Наиболее
серьезным из них является то, что система бюджетирования является системой
планирования и нацелена на будущую экономическую деятельность. Напротив,
стандарты финансового учета регламентируют регистрацию и отражение в отчетах
уже свершившегося. Несомненно,