Вы здесь

Ефективність формування фінансових результатів підприємств роздрібної торгівлі

Автор: 
Мелушова Ірина Юріївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U000623
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1. Динамика и состав финансовых результатов
Важнейшим элементом процесса формирования финансовых результатов является их
анализ, который позволяет исследовать условия, выявить существенные связи и
характеристики, необходимые для принятия того или иного хозяйственного решения.
Анализ служит средством преобразования многочисленных и разнообразных данных в
необходимую информацию. Он может быть использован как инструмент
предварительного изучения ситуации, позволяющий оценить реальную обстановку,
выявить неиспользованные резервы, обосновать направление развития или вариант
управленческого решения. Ведущую роль играет анализ в процессе реализации
принятых решений, так как позволяет своевременно вносить необходимые коррективы
в деятельность предприятия для достижения поставленных целей. Он позволяет
оценивать качество и эффективность управления. Анализ может быть использован в
процессе прогнозирования будущих условий и результатов. Главное достоинство
анализа состоит в снижении неопределенности, которая всегда присутствует при
принятии решений.
В основе анализа финансовых результатов лежат данные финансовых отчетов, в
частности «Отчета о финансовых результатах» и др. Преимуществом показателей
данных отчетов является их унифицированность (что позволяет использовать
типовые технологии и алгоритмы финансовых расчетов), регулярность формирования
(не реже одного раза в квартал) и высокая степень надежности (отчетность,
формируемая на базе финансового учета, представляется внешним пользователям и
подлежит внешнему аудиту) [115].
Изучение особенностей формирования финансовых результатов предприятий розничной
торговли было проведено на основе методов качественного отбора информации с
использованием данных финансовой и статистической отчетности 210 торговых
предприятий г. Харькова различных форм собственности, товарной специализации,
размеров, стадии жизненного цикла и места расположения.
Для нашего исследования в окончательную совокупность были включены 37
предприятий розничной торговли, занимающихся реализацией продовольственных
товаров, и которые длительный период времени находятся на товарном рынке (5
лет). В связи с этими основными формальными признаками стали товарная
специализация и срок функционирования. Выбор продовольственных магазинов
обусловлен большей стабильностью развития данного рынка. Для предприятий
торговли, работающих на рынке продовольственных товаров, характерным является
постоянство контингента покупателей, достаточно стабильный и даже возрастающий
спрос, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности для получения доходов
и пребывания на рынке на протяжении рассматриваемого периода времени.
По таким признакам как: форма собственности, размеры, месторасположение,
сегмент рынка, стадия жизненного цикла, методы обслуживания покупателей и др. –
исследуемые предприятия характеризуются значительным разнообразием.
В соответствии с теорией выборочного метода при построении модели случайной
выборки нами был учтен и такой принципиальный момент как соответствие
отобранной совокупности требованиям достаточности объектов наблюдений. В
экономических исследованиях допускается использование малой выборки, объем
которой обычно не превышает 30 единиц и может доходить до 4 -5 единиц [116, с.
189]. При использовании выборки, объем которой превышает 30 единиц, характер
распределения в генеральной совокупности не имеет значения, в силу того, что
распределение отклонений выборочного показателя (выборочной средней) от
генеральной характеристики всегда является нормальным.
Отобранная совокупность предприятий розничной торговли была подвергнута
аналитическим группировкам, которые дают возможность выявить объективное
состояние вещей и определить наиболее существенные свойства и характеристики
исследуемых экономических явлений, показателей и объектов, а также их
взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействие.
В качестве группировочного признака для выявления динамики и состава финансовых
результатов, эффективности их формирования в предприятиях розничной торговли
нами был принят размер торговой площади. Выбор обусловлен факторами, которые
обеспечивают объективность данного признака в качестве группировочного:
- во-первых, размер площади измеряется метрической системой мер, что позволяет
обеспечить однозначность отнесения единиц выборочной совокупности у той или
другой группе;
- во-вторых, размер площади является достаточно стабильным показателем и не
подвергается влиянию инфляции;
- в-третьих, практически все показатели финансово-хозяйственной деятельности
предприятий торговли зависят от размера площади.
В соответствии с этим на первом этапе анализа нами были выделены следующие
группы предприятий розничной торговли в следующих интервалах (Приложение Б):
- в первую группу вошли небольшие предприятия с размером торговой площади до
200 м2;
- во вторую группу – предприятия розничной торговли, размер торговой площади
которых лежит в пределах от 200 м2 до 1000 м2;
- в третью группу – предприятия торговли с размером площади свыше 1000 м2.
При формировании исследуемой совокупности главным условием является ее
однородность. Критерием однородности информации являются такие показатели
вариации, как размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент
вариации [116-118].
Размах или амплитуда вариации является наиболее простым показателем вариации,
который определяется как разница между максимальным и минимальным значениями
признака в исследуемой совокупности. В связи с легкостью расчета и простотой
понимания этот показате