Вы здесь

Борьба за социально-критическое направление в кино Испании

Автор: 
Рейзен Ольга Кирилловна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
1985
Количество страниц: 
195
Артикул:
134220
129 грн
(417 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

-г -
С О ДЕРЗАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 3
ГЛАВА I. Зарождение и первые шаги испанского
кино. 1896-1939ГГ.......................... 13
ГЛАВА П. Борьба за развитие демократических тенденций в испанском кинематографе в условиях господства франкистского режима. 1939-1975 гг........................ 37
ШАБА Ш. Эволюция социально-критического
направления в современном испанском
кино.................................... 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................... 167
БИБЛИОГРАФИЯ ...................................... 177
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
История и искусство Испании издавна привлекали к себе внимание крупнейших деятелей русской и советской культуры. В произведениях Пушкина, Блока, Глинки, Римского-Корсакова возникала каждый раз новая Испания, прекрасная, таинственная, преображенная воображением художников. В.П.Боткин в "Письмах об Испании", рассказывающих о его путешествии по стране в 1845 г., писал: "К сожалению, в европейской литературе нет еде классического сочинения об Испании, которое бы совершенно верно отражало в себе описываемую страну"^. С этим высказыванием перекликаются написанные почти сто лет спустя слова выдающегося советского журналиста М.Кольцова, бывшего корреспондентом "Правды" в Испании во время гражданской войны: "Культура Древнего Рит, итальянского Возрождения - прекрасная культура. Она оплодотворила искусство всего мира и нашей страны. Но, неизвестно шчему, она шпутно заслонила от нас Испанию, ее литературу, живопись, музыку, ее бурную историю, ее выдающихся людей"2Л В последовавшие за гражданской войной 1936-1939 годов тридцать шесть лет франкистской диктатуры отсутствие дипломатических и культурных связей, казалось бы, не способствовало изучению испанской действительности в нашей стране. Однако за эти три с лишним десятилетия у нас возникла целая школа иссле-дователей-испанистов. На русский язык были переведены произведения выдающихся прогрессивных писателей, драматургов, поэтов Испании. Советский читатель познакомился с творчеством Федери-
*/ Боткин В!.П. Письма об Испании. - Л.': Наука, 1976, с*’5.
' Пит. т: Висенталь М. Испания. - М.: Планета, 1981, с*2.
18
сия Лорка, Р.Альберти, Д.Алонсо, Р.Гомес де ла Серна, С.Дали, объединенные впоследствии термином "поколение 27-го года". Сюрреализм и иные нереалистические течения часто оказывались не столько отражением мировоззрения художников, сколько способом эпатажа, протеста против благополучия буржуазной обывательщины. Впоследствии наиболее талантливые представители испанского авангарда цришли к глубокому пониманию действительности, отразившемуся в их творчестве в реалистических формах.
Заметное влияние на становление творческой интеллигенции Испании, да и всей Западной Европы оказали идеи двух крупнейших испанских философов XX века М.де Унамуно и Х.Ортеги-и-Гас-сета. "... Ортега и Унамуно исходили из "догмы абсолютной правомочности "духа", критикуя которую, классики марксизма отмечали, что она "к несчастью... в то же время постоянно превращается в духовную пустоту". Ортега искал выход во власти элиты, не совместимой по существу с подлинным идеалом развития общества, в котором, по словам К.Маркса, "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Унамуно же в своем ролвнтико-анархическом бунтарстве цротив буржуазности, спасая личность от произвола общества, отдавал общество на произвол личности"1^. "Однако при всей своей противоречивости Унамуно и Ортега вскрыли существенные особенности кризиса современной буржуазной культуры и попытались, хоть и безуспешно, найти сшсобы его преодоления"2/.
Такова в общих чертах социально-экономическая, политическая и культурная атмосфера испанской действительности перио-
*/ Силюнас В.Ю. Человек бунтующий и человек играющий. - В кн.: Западное искусство XX века. - М.: Наука, 1978, с.119.
2/ Там же, с.81.
- 19 -
да, когда в стране зародился и сделал первые шаги кинематограф. Поначалу эти первые шаги ничем не отличались от тех, что совершал кинематограф в других странах Европы. Более того, первые ленты, появившиеся в Испании в 1896 г., являлись почти точной копией люмьеровского "Выхода с завода". Это не удивительно, поскольку первый фильм в Испании "Выход учеников из колледка Сан Луис де лос Франсес" был снят французом А.Промио, оператором фирмы братьев Люмьер. Затем последовали снятые испанцами "Выход с двенадцатичасовой мессы из церкви Пилар в Сарагосе" Э.Химено и "Выход рабочих с фабрики Испания Индуст-риаль" Ф.Гелаберта.
Каталонец по происхождению, столяр-краснодеревщик и фотограф-любитель Гелаберт в 1897 г. сконструировал первый киноаппарат испанского производства - до этого испанские ленты снимались люмьеровскими камерами - и снял первую жанровую зарисовку ("Драка в кафе") и первую хронику светской жизни ("Визит короля Альфонсо Ш и его матери Марии Кристины в Барселону"). В 1907 г. возникают первые журналы, посвященные киноискусству, "Синематографо" и "Синематографо илюстрадо".
В стране, где почти 64 процента населения (по статистике на 1900 г.) не знало грамоты, кинематограф не мог не приобрести популярности как один из немногих доступных ввдов развлечения.
Однако испанские промышленники не увидели возможностей обогащения, заложенных в новом ввде искусства. В промышленно отсталой Испании главным препятствием на пути развития кино стало отсутствие средств.
Поначалу кино в Испании было "небольшим семейным пред при-