Ви є тут

Звук как пластически-смысловое выражение идеи телевизионного документального фильма

Автор: 
Ермишева Маргарита Николаевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
171
Артикул:
133227
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................. 3
Глава I. Эстетико-коммуникативные особенности звуковой образности телевизионного документального фильма.......................................16
§1. Слово как один из основных элементов звукообразной структуры телевизионного документального фильма.......................................20
§2. Роль шумов в современном документальном фильме....................36
§3. Роль музыки в контексте документального телефильма................46
Глава И. Взаимодействие звуковых и изобразительных структур в телевизионных фильмах...........................................................71
§1. Основы творческого процесса осмысления и создания сценария телевизионного документального фильма...........................................71
§ 2. Жанровая специфика звуковых образов телевизионного документального фильма и особенности их восприятия современным зрителем-слуша гелем... 80
Заключение...........................................................133
Библиография........................................................ 136
Фильмография........................................................ 153
3
Введение.
Документальное кино стало неотъемлемой частью общекультурного феномена XX века. Оно является продуктом процесса и интеллектуальным носителем времени. Документальный экран воздействует на аудиторию помимо всего разнообразия технологических и творческих процессов, в том числе и посредством звука.
Воплощая авторскую идею, документальное кино вовлекает зрителя в обширный контекст современных реалий. Вот почему интерпретация, характер звука, его особенности существования в современном телевизионном документальном кино реализуются в такой совокупной целостности, чтобы наиболее полно выразить замысел, сверхзадачу произведения. Звук в пространстве многих художественных компонентов документального фильма становится одним из приоритетных, так как соотносится с аудиовизуальным образным строем всего произведения.
В современных условиях существование множества источников информации, в том числе Интернета, делает актуальной проблему достоверности, документальной точности самой информации. Документ - лат.(с1окитспШш) -«это деловая бумага, подтверждающая какой-то факт или право на что-либо»1, а документальный фильм основан на реальных событиях и фактах, запечатленных на кинопленке, подтвержденных письменными или устными свидетельствами современников и исследователей.
Следует отметить, что сила воздействия звука весьма значительна. По нашем}' представлению, звук в аудиовизуальных искусствах - это, прежде всего, физическое явление, которое вкупе с эмоциональной составляющей воздействует одномоментно во времени и пространстве и направлено на усиление
1 С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М. 2001. - С. 172.
16
ГЛАВА I. Эстетико-коммуникативные особенности звуковой образности телевизионного документального фильма.
Большую часть информации об окружающем нас мире человек получает зрительным путем. Но на долю звука также приходится значительная и важная информация — предупреждающая, сигнальная. Именно она влияет на ориентацию человека в пространстве, сообщает ему о тех объектах или явлениях, которые находятся вне поля его зрения.
Как явление физической природы, т.е. явление акустическое, звук есть отраженный в слуховом аппарате человека результат колебаний воздуха.
Именно звук лежит в основе речи - важнейшего средства коммуникации. Природа человеческой речи интонационная и, следовательно, опирается на эмоции человека, а семантический слой в речи имеет более позднее происхождение. Сочетания речи и музыки легли в основу различных видов искусства: вокальной музыки, драматического и музыкального театра, художественного вещания на радио, кино и телевидении.
Первые исследования, посвященные музыкальному сопровождению в кино появились задолго до прихода в него звука. Так в 1915 году в Париже выходит брошюра Ж.Барончелли «Пантомима, музыка, кинематограф», в которой автор признает важную роль музыки в кино и определяет ее место в ожидаемом расцвете киноискусства. В 1926 году появилась книга С.Бугославского и В.Мессмана «Музыка и кино»12, в которой авторы констатируют, что музыка сопровождения усиливает эмоциональное воздействие кинокартины, заставляет глубже воспринимать немой язык кинообразов, светотеней и движения. Практически в то же время в Германии выходит пособие по киномузыке13, содержащее не только музыкальные произведения, которые могли иллюстрировать те
12 Бугославскнй С., Мсссман Вл. Музыка и кино. М. 1926.
13 Музыка и фильма. Пособие по кино музыке. Составители: Эрдман Г., Бечче Д., Брав Л. пер. с нем. М. 1930.
17
или иные ситуации в фильме, но и развернутую теоретическую часть. В ней составители указывают, что «кино, как сценическое временное искусство, в формальном отношении подчинено, с одной стороны, драматургическим законам, сходным с законами театрального представления, с другой же, формальные положения кино в самой основе своей соприкасаются с законами музыкальной формы. При этом кино, как и музыка, не пользуется словом и на практике всегда с музыкой и соединено»14. Таким образом, становится очевидным, что взаимодействие звука (музыки) и изображения — явление органичное для кинематографа.
Приход звука в кино породил новые проблемы и задачи, с которыми столкнулись как практики, так и теоретики. Прежде всего, возник вопрос о соотношении всех звуковых структур с изображением в пространстве кадра.
В знаменитой «Заявке» («Будущее звуковой фильмы» 1928) Александрова. Пудовкина и Эйзенштейна, содержится ряд эстетических установок, не устаревших и сегодня; в частности, революционным тогда и актуальным сегодня является положение о том, что звук трактуется как новый монтажный элемент. В синтезе изображения и звука вырисовываются новые перспективы развития кино. Разработке этой темы посвящены работы С.Эйзенштейна «Монтаж» (1937) и «Вертикальный монтаж» (1940).
На протяжении всего XX века функциями звука в кино занимались самые авторитетные исследователи: Бела Балаш («Дух фильмы» 1935, «Искусство кино» 1945), Курт Лондон («Музыка фильма» 1936), Зигфрид Кракауэр («Природа фильма» 1960), Зофья Лисса («Эстетика киномузыки» 1970) и другие. Им принадлежат очень важные открытия в области взаимодействия двух сфер кино -изображения и звука. Основываясь на анализе фильмов разных кинематографических школ, они ввели в научный обиход такие понятия, как «звуковая перспектива», «звуковой ракурс», «звуковой наплыв», «звуковой монтаж». Они же
14 Указ. сом. - С. 12.