Ви є тут

Онтология кино в концепции Андре Базена

Автор: 
Штейн Сергей Юрьевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
124
Артикул:
133628
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ:
2
5
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЧЛЕНЕНИЯ И ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОНТОЛОГИИ КИНО,
КАК ЭЛЕМЕНТА КОНЦЕПЦИИ АНДРЕ БАЗЕНА....................21
§1. Специфические особенности концепции Андре Базена
и .метод её познания....................................21
1.1.1. Концепция Базена как принципиально цельная
структура.........................................22
1.1.2. Концепция Базена как предметное представление кинематографа в целом..................................25
1.1.3. Определение системно ориентированного подхода в качестве методологии исследования......................26
§2. Общие представления об онтологии кино как элементе
кинематографа...........................................34
1.2.1. Применение понятия онтология в философии........35
1.2.2. Применение понятия онтология к частным объектам
(на примере онтологии искусства)..................37
1.2.3. Применение понятия онтология к кинематографу....41
ГЛАВА 11. ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПЦИИ
АНДРЕ БАЗЕНА..........................................50
§1. Формальная структура концепции Андре Базена............50
§2. Актуализация статей первого тома книги «Что такое кино?»,
не имеющих перевода на русский язык.....................54
2.2.1. «Жизнь и смерть двойной экспозиции».............54
3
2.2.2. «По поводу Жана Пенлеве»...............................56
2.2.3. «В поисках утраченного времени: Париж 1900»...........57
2.2.4. «Кино и исследование»..................................58
2.2.5. «Рай людей»............................................60
2.2.6. «Мир тишины»......................................... 60
2.2.7. «Андре Жид»............................................62
2.2.8. «Пародия и фальшивка, или ничто за усы»............,...63
2.2.9. «Монтаж запрещён»......................................64
ГЛАВА Ш. ОНТОЛОГИЯ КИНО В КОНЦЕПЦИИ
АНДРЕ БАЗЕНА................................................68
§1. Вычленение и целостное представление онтологии кино в
концепции Андре Базена.........................................68
3.1.1. Структура онтологии кино в представлении
Андре Базена.............................................69
3.1.2. Первый частный онтологический случай (соответствие/несоответствие)..................................75
3.1.3. Второй частный онтологический случай (имитация)........81
3.1.4. Третий частный онтологический случай (трансформация)................................................85
3.1.5. Четвёртый частный онтологический случай (экстраординарная ситуация)....................................86
3.1.6. Пятый частный онтологический случай
(условная ситуация)......................................88
3.1.7. Эволюционирование форм зафиксированного...............106
§2. Общая характеристика онтологии кино в концепции
Андре Базена..................................................107
11
аранжировке»18.
Несмотря на некоторую противоречивость относительно описания методологического подхода Базена к работе над материалом книги «Что такое кино?» (сам автор говорит о принципиальном отборе и его концептуальной доработке, тогда как Ромер, явно поэтизируя и обобщая, оценивает труд и саму жизнь Базена в ключе их духовного учителя персоналиста Э.Мунье, для которого сама «личность - это высшая духовная сущность, находящаяся в постоянном творческом самоосуществлении>>19), и Базсн и Ромер однозначно говорят о её цельности: концептуальной -относительно всего замысла, и конструктивной - в отношении первых двух томов, составленных и отредактированных самим Базеном.
Однако в постбазеновском киноведении данная цельность в большинстве случаев по тем или иным причинам опускается. Во всех из имеющихся у нас для сверки изданиях (What is cinema? - Berkeley, Los Angeles, London: UNIVERSITY OF CALIFORNIA PRESS, 1967 (Volume 1), 1971 (Volume 2); a также второе издание 2004 г.; Ce este cinematogralul? - Bucure§ti: Meridiane, 1968; Che cosa è il cinema? - Milano: Garzanti, 1973; a также последующие переиздания: 1986, 1994, 2007 гг.; Was ist Kino? - Köln: M.DuMont Schauberg, 1975), присутствуют принципиальные изменения, касающиеся трансформации цельности концепции Базена: значительная часть статей изъята, статьи перегруппированы, отсутствует деление книги на четыре части.
В единственном русскоязычном издании, о котором уже шла речь выше, автором вступительной статьи вообще допускается фактологическая ошибка: «...основной труд «Что такое кино?»... [...] ...составлен уже после его смерти»20, что, конечно же, приводит к не соответствующему
1S Ромер Э. «Сумма» Андре Базена. // Искусство кино №12, 1996. - С.86.
19 Муньс// Большая советская энциклопедия: Том 17. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - С.117.
20 Вансфельд И. Андре Базен и современное киноискусство. // Базе» А. Что такое кино. - М.: Искусство, 1972.-С.6.
12
действительности, абсолютно ложному пониманию книги - к непониманию её, как цельной авторской концепции. К тому же при сохранении авторского четырёхчастного деления и это издание содержательно и конструктивно не полное (в оригинальном издании - 69 статей, в русскоязычном - 28).
За последние два десятилетия, в основном силами редколлегии журнала «Киноведческие записки», были опубликованы многие статьи Базена, отсутствующие в русскоязычном издании. Однако до сих пор из всех четырёх томов книги «Что такое кино?» не изданными в русском переводе остаются 17 статей. Из них девять (III. Vie et mort de la surimpression; V. A propos de Jean Painlevc; VI. A la recherche du temps perdu: Paris 1900; VII. Le cinéma et l'exploration; VIII. Le Paradis des hommes; IX. Le Monde du silence; XI. André Gide; XIII. Pastiche et Postiche ou le néant pour une moustache, XVI. Montage interdit) входящих в первый том - один из двух на сто процентов содержательно и структурно авторский.
Подводя некоторые итоги нашего вступительного изыскания, можно определить, что первое противоречие, связанное с концепцией Базена возникает в связи с тем, что исследователями наследия французского теоретика зачастую не берётся в расчёт или же пропускается как нечто несущественное, принципиальное концептуальное деление Базсном своей концепции на четыре части, а также игнорируется цельность первой, важнейшей (Онтология и язык), и второй (Кино и другие искусства), полностью собранных, отредактированных, содержательно и конструктивно выстроенных им самим незадолго до смерти.
Как бы фрагментарно и предвзято не рассматривалась бы базеновская концепция, ключевым её элементом неизменно остаётся онтология кино, как метафизическое обоснование кинематографа, на котором католик и позитивист Базен (а это невозможно не учитывать: «Только в контексте [...] философских учений - бергсонизма, феноменологии, экзистенциализма и