Ви є тут

Социальные аспекты безопасного развития России в контексте глобализации : Теоретико-методологический подход

Автор: 
Ковалев Валерий Иванович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
270120
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Обшая характеристика работы...................................... 3
ГЛАВА /. Роль системы здравоохранения, жизненного уровня и
интеллектуального потенциала как важнейших социальных
факторов безопасного развития России...................................... 29
1.1. Формирование интеллектуального потенциала как
социального аспекта безопасности...................................... 29
1.2. Жизненный уровень населения и духовный потенциал общества как социальные ингредиенты безопасного развития России в контексте угроз неадекватного
реформирования........................................................ 53
1 3. Разрушение системы общедоступного здравоохранения как
социальная угроза безопасного развития России......................... 71
1.4. Социальные аспекты заболеваемости и кризиса
здравоохранения...................................................... 120
ГЛАВА II. Социализация природы человека в контексте
безопасного развития общества............................................ 142
2.1. Социальность и биологизм................................ 142
2.2 Исторический анализ коэволюции фундаментальных
понятий врожденного II приобретенного и их социальное
значение............................................................. 185
2.3. Особенности социализации человека (исторический аспект). 200
2.4. Этиология агрессивности и насилия: возможности их
социальной минимизации и нейтрализации............................... 264
ГЛАВА III. Механизмы социальных опасностей и пути их коррекции на базе новой теории "безопасного развития
социума"................................................................. 299
3.1. Мотивационная сфера как элемент социальной динамики
(эволюции и инволюции)............................................... 299
3.2. Деструктивные и конструктивные воздействия
на общественное сознание............................................. 325
3.3. Социальные аспекты безопасного становления растущего
организма............................................................ 346
3.4 Безопасное развитие России и современная
мироустроитсльная теория............................................. 364
3.5. Основные ингредиенты теории "безопасного развития социума" в контексте глобализации как одной из предпосылок
выхода России из кризиса................................................. 386
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................... 419
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ....................................................... 439
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы. Безопасность как социальная категория есть деятельность человека, общества, государства, мирового сообщества по выявлению, предупреждению, устранению, минимизации и отражению опасностей, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести им ущерб, закрыть путь для выживания и конструктивного развития.
Необходимо продолжить преодоление узкого и упрощенного взгляда на безопасность как на только государственную или только военную. Все большего внимания заслуживают невоенные аспекты безопасности1.
В современной социологии в последнее время все чаще выделяется социальная безопасность как одна из видов последней. Она включает систему мер, предпринимаемых по предупреждению, отражению и устранению опасностей и угроз, которые способны разрушить или вызвать деградацию социальной сферы, подорвать человеческий потенциал - главную движущую силу общества. Это надежная защищенность общественно-конструктивных тенденций и интересов социальных субъектов, сохранение и развитие творческих потенций человека, эффективности систем социализации и жизнеобеспечения по принципам справедливости. Так, американские ученые С.Дойл' и Д.Фишер' отмечают, что страна находится в состоянии социальной безопасности, если она имеет возможность осуществлять меры по раз-
Серебрянников В.В. - Социальная безопасность России: концептуальный подход. М., 1995. С.З.
л
Дойл С. Гражданские космические системы. И\ влияние на международную безопасность. ИНИОН РАН. М., 1994. С.З.
Фишер Д. Невоенные аспекты безопасности: системный подход. ИНИОН РАН.
М., 1994. С.7.
3
очевидной. Станислав Лем в этой связи предлагает создать законодательную, исполнительную и судебную власть на надгосударственном уровне. «Необходимо, даже если это пока невозможно»'. Если не создать правовое мировое сообщество, то оно все более будет создаваться как криминальное, с теневыми органами управления, что мы в настоящее время и наблюдаем.
8. Создание интегрального творческого потенциала, способного скорректировать уже произошедшие деструкции биосферы и человека, базовые сведения по которому изложены нами в монографии «Безопасность России и армия» (М., 1995 г.) и с рядом инноваций в статье «Интеграция научного творчества» в журнале «Наука, политика, предпринимательство» (1997. № 2. С.76-92).
Можно спорить с предложенными проектами, но вполне очевидно одно: разрешение кризиса неразумной рассудочной рациональности лежит на путях перехода к разумности, т.е. от палеоантропного к неоантропному мышлению. Многие трудные вопросы (проблема голода, ограничение, а для нас стимуляция рождаемости, ориентация правительств на восстановление нарушенной экологии, высокий уровень медицинского обслуживания и т.п.) практически невозможно решить без хотя бы частичной или региональной интеграции государств с созданием интернациональных институтов, обладающих принудительной властью.
В плане нравственном, в плане моральном XXI век должен изменить свое отношение к человеку. Ложные ориентиры Запада на культ *
сильной личности должны смениться на культ разума. Начинать необходимо с воспитания. В первые годы жизни ребенка оба полушария его головного мозга способны хранить одинаковое количество и оди-
1 Лем С. Планета Земля. М., 1898.
44
паковые виды информации, а специализация полушарий происходит лишь очень постепенно. Именно воспитательное воздействие в этом возрасте, тренировка, направленная на выработку творческого мышления, могут сформировать адекватную функциональную асимметрию мозга, соответствующую норме, т.е. полноценному человеку разумному. Эго компенсирует «недостаточность» функционирования генов разумности и предотвратит формирование личностей с невостребованной разумностью. Вместо культа рассудка необходим культ разума как терапия и профилактика. Основы творческого мышления должны преподаваться в средней и высшей школе. Менять необходимо многое, например, практику приема в институты. Ведь то, что требуют от абитуриента сегодня, отлично может выполнить электронно-вычислительная машина с ее стопроцентно чисто формальной логикой и нулевой разумной.
Для дальнейшего развития процесса познания и особенно творческого образования необходимо понимание взаимодополнения рационального и иррационального в этих процессах, а не противопоставление их.
Научная онтология (относительно универсальное представление об объективной реальности), наталкиваясь на необъяснимые (с ее точки зрения, в рамках ее смыслов) парадоксы, эволюционирует и заменяется более совершенной; О] СЬ Оз... Оц Оп+з... Но имеется и более глубокий парадокс, связанный с вопросом о конечности эволюции. Если ряд О]... Оп+1... бесконечен, то смена онтологии бессмысленна, если же - конечен, то абсолютная онтология СЬ останавливает процесс познания (остается место только для ее интерпретаций). Для преодоления этого парадокса в понятие истины (на гносеологическом уровне) необходимо вводить не только рациональные, но и иррациональ-
45