Ви є тут

Этносоциальная стратификация российского общества в условиях реформ : Региональный аспект; на примере Республики Башкортостан

Автор: 
Зайнетдинова Лилия Фирузовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273629
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
!
| *
ГЛАВА 1. ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.................................... 13
1.1. Сущность и структура процесса этносоциальной стратификации в зарубежной и отечественной науке..............................13
1.2. Теоретические и эмпирические основы исследования этносоциальной стратификации российского общества на уровне региона..........35
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ < СТРАТИФИКАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ ЭВОЛЮЦИИ В
РОССИЙСКОМ РЕГИОНЕ............................................79
2.1. Расселенческие и демографические проблемы
этносоциальной стратификации..................................79
%
| 2.2. Социально-групповые и политические показатели этносоциальной
стратификации.................................................98
\ 2.3. Этносоциальная стратификация в образовательном и языковом
аспектах.....................................................119
1
I
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................138
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...........................147
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................Л.................166
I
%
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В условиях современного радикального V преобразования российского общества одной из важнейших проблем его социально-политического развития является этносоциальная стратификация. Наибольшую актуальность данная проблема приобретает в полиэтнических
|
сообществах, в том числе - в полиэтнических регионах, одним из ярких примеров которых в Российской Федерации является Республика Башкортостан.
Этносоциальная стратификация является, на наш взгляд, социальным процессом, основанным на структурированном и иерархизированном неравенстве этнических групп, способах передачи этого неравенства от одного
I
' поколения к другому и его социальной оценки индивидом и обществом в
целом.
В Республике Башкортостан основу населения составляют три наиболее многочисленные этнические группы (башкиры, русские, татары) и множество
I
других тюркских, славянских и финно-угорских народов. Поэтому ; г межэтнические отношения в Республике Башкортостан имеют ярко выраженный полинациональный характер. По уровню этнической мозаичности,
I
смешанности населения Башкортостан вместе с Кабардино-Балкарией занимает ^ по России второе место, уступая лидерство только Дагестану - региону,
) образно называемому «страной 100 народов». Поэтому с точки зрения
I
представленности этнических групп, их межэтнического взаимодействия Республика Башкортостан представляет собой своего рода «Российскую Федерацию в миниатюре». *
Этносоциальная стратификация, как показывает общественное развитие в национальных регионах России на современном этапе, является важнейшим фактором межэтнического общения в трансформирующемся обществе, а в условиях возрождения этничности в нашей стране - обладает сильным ! конфликтогенным потенциалом. Поэтому настоятельной необходимостью в
современных условиях выступает исследование особенностей этносоциальной
экономической мобильности); статусные позиции, которые определяются
уровнем престижа, стилем жизни, нормативными и ценностными
ориентациями; и политические позиции, основанные на социально-
политической структуре, участии в мобилизованном коллективном действии и
его способах. В то же время, В.В.Радаев предлагает в целях дальнейшей
операционализации конкретных исследований для характеристики статусных
позиций еще несколько дополнительных параметров: репутационные
стратегии; стратегии утверждения внутрифирменного авторитета; соблюдение
деловых соглашений и этика бизнеса; включенность в неформальные и
криминальные отношения; применение силы в хозяйственных отношениях;
этнические и конфессиональные основы предпринимательской деятельности
(подчеркнуто мной - Л.З.); отношение к благотворительности. 1
В современной западной социологии социальная стратификация, так же
как и в классической науке рассматривается, главным образом, с позиций
исследования общих проблем социального неравенства, имущественного
расслоения. Очень мало работ, затрагивающих этнический аспект социальной
стратификации общества. Например, известно, что при всем своем внимании к
этническим (кастовым) статусным группам, неравенство которых выражалось в
сосуществовании позитивно и негативно привилегированных этносов, М.Вебер,
тем не менее, не считал значимость такого деления сколько-нибудь важным для
процессов социальной стратификации современных обществ. По его мнению,
“сегодня классовое положение - преобладающий фактор, так как возможность
вести такой образ жизни, который отличается от члена той или иной статусной
группы, конечно, сильно обусловлен экономическими обстоятельствами”.2 В тс
же время современная западная социологическая' теория, как отмечает
« ■
известный социолог Ф.Паркин, подчеркивает и говорит о “ренессансе
‘ В.В.Радаев. Стратификационный анализ постсоветской России: неовеберианский подход. //Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России. / Отв. ред. И.А.Бутенко. - М.: Московский общественный научный фонд. Издательский центр научных и учебных программ, 1999. - (Серия “Новая перспектива”, выпуск 11). - С. 51.
2 М. Вебер. Класс, статус н партия. / Социальная стратификация. Вып.1. - М.: Ин-т народнохоз. прогноз., 1992. -С. 32.
17
этнической идентичности и конфликта”.1 Другой известный американский социолог Б.Барбер, исследуя социальную стратификацию, выделяет и этнический статус. Наряду с такими измерениями, как престиж профессии, власть и могущество, доход или богатство, образование или знание, он выделяет и ранжирование по родственным и этническим группам. Как пишет исследователь, “...связь с определенными семьями и этническими группами по-прежнему считается достоинством или недостатком, как в различных видах социального взаимодействия, так и сфере возможностей получения доступа к разнообразной социальной мобильности”.2 Особенно заметно возрастание к изучению этнических проблем в таком направлении западной науки как социальная антропология, хотя рост интереса к этничности характерен и для социологических исследований. Как отмечают Н.Глэзер и Д.П.Монихэн, в настоящее время отношения собственности перестают играть главную классообразующую роль, и в то же время “...этничность предстает как более
фундаментальный источник стратификации”.3 В одном из новейших
авторитетных западных социологических словарей Н.Аберкромби, С.Хилла и Б.С.Тернера, переведенных недавно на русский язык, этническая
принадлежность выделяется наряду с другими факторами социальной
стратификации. Они пишут, что “...социальные различия складываются в систему социальной стратификации тогда, когда группы людей ьачинают иерархически выстраиваться соответственно некоторой шкале неравенства, что может выражаться в различии доходов, состояний, власти, престижа, возраста,
этнической принадлежности или посредством какой-нибудь другой
• <
характеристики”.
Актуализация этнических проблем в западной науке во второй половине
\ '
XX века была вызвана в значительной степени практико-прикладными
1 См. Parkin F. Marxism and Class Theory: A Bourgeois Critique. - Tavistock Publ., 1979, P.33.
2 Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности. // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. - С.235-247.
3 Цитировано по: Калнмуллин Т.Р. Проблема среднего класса в этносоциальном контексте. II Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (Опыт России и Беларуси). Под ред. д.э.н., проф. М.А.Портного. - Серия «Новая перспектива», выпуск XVI. - М.: Московский общественный научный фонд. - 2000. - С.292.
4 Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер. Социологический словарь, пер. с англ. М.: “Экономика", 1999. -С.322.