Ви є тут

Досуг российских бедных : Социологический анализ

Автор: 
Берковченко Елена Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275191
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования досуга
бедных слоев...................................................... 14
1.1.Понятие досуга и основные теоретические подходы к его
исследованию...................................................... 14
1.2. Бедность как социальный феномен в контексте досуговой сферы...
....................................................................32
Глава 2. Российские бедные в контексте социально-досуговой
деятельности............................................................51
2.1. Российские бедные: общая характеристика......................51
2.2. Макросоциальные факторы трансформации досуга российских бедных...............................................................73
Глава 3. Стратегии поведения бедных слоев в сфере досуга (на примере
малого города)..........................................................93
3.1.Социальные условия досуговой деятельности бедных в малом
городе.....................................................................93
3.2. Социальные установки в сфере досуга бедных слоев малого города: опыт прикладного социологического исследования......................113
Заключение.......................................................138
Список литературы.................................................142
Приложения.......................................................151
Введение.
Актуальность темы. В современной исследовательской литературе устоялось представление о досуге как относительно самостоятельной деятельности, которая проявляется в исполнении ролей в экономически свободное время. Исходя из этого, досуговую деятельность можно рассматривать как характеристику нерабочего времени, осуществляемую индивидом после выполнения своих профессиональных и общественных обязанностей. В 60-е годы прошлого столетия в развитых странах началась революция свободного времени, ставшая возможной в связи с резким увеличением его объема в данных государствах. С тех пор значение сферы досуга постоянно увеличивается, и этот фактор признается едва ли не основной ценностью человеческого существования.
Французский социолог Жоффр Дюмазедье в своей уже ставшей классической работе «На пути к цивилизации досуга», которая положила начало новому направлению в западной социологии, утверждает, что массовый досуг является центральным элементом наступившей цивилизации, самым тесным образом взаимодействуя со всеми элементами жизнедеятельности людей - с трудом, общественной, политической и культурной жизнью.1 В рамках современного общества досуг выступает в качестве самостоятельного фактора, определяющего в разной степени и форме развитие материальной и духовной культуры общества.
Трансформация российского общества сопровождается глубокими изменениями в сфере культурно-досугового, рекреационного обслуживания населения. Изучение содержания досуга в настоящее время приобретает особую актуальность во многом потому, что качество свободного времени
1 См.: Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга //Вестник Московского Университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993. № 1.
15
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования досуга бедных слоев.
1.1. Понятие досуга и основные теоретические подходы к его исследованию.
Ракурс настоящего исследования, предполагающий рассмотрение методологических оснований исследования досуговой деятельности, обуславливает необходимость определение понятийных границ предмета. Иными словами, прежде чем исследовать содержание досуга, его место в социально-экономической жизни человека, влияние на социальную структуру общества, необходимо дать четкий ответ на вопрос: что есть досуг?
Дрсвнсславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать». Буквально оно означает возможность что-то совершить, «досягнуть». В данном контексте, слово «досужесть» можно рассматривать как достижение чего-то, на что требуется определенный труд. Очевидно, указывает известный отечественный специалист в области социологии досуга А. С. Орлов, именно этот смысл вкладывал А. С. Пушкин, говоря о времени «вдохновенного досуга» и «вдохновенного труда».9 В настоящее время, тем не менее, термин досуг используется обыкновенно в ином смысле.
Современные ученые, употребляя термин «досуг», обычно имеют в виду ту часть жизненного времени человека, которая полностью освобождена от каких-либо обязанностей и которой каждый человек волен распоряжаться по своему усмотрению в зависимости от своих жизненных целей, ценностей и установок. В свою очередь, под досуговой деятельностью обычно подразумевается совокупность тех видов деятельности, к которым человек прибегает в рамках своего свободного времени.10
9 Орлов А. С. Социология рекреации. М., 1995. С. 12.
10 См.: напр. Мозговой А. В. Социальная сущность досуга //Наука и образование. Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского Государственного Педагогического Университета. 2003. №2. С. 181.
16
Тенденция к отождествлению понятий досуга и свободного времени появилась в отечественной науке относительно недавно, перейдя к нам из западной социологии. Американский исследователь Эверетт Хьюз в своей работе, получившей название «Работа и досуг», указывает, что первые социологические исследования, посвященные анализу свободного времени работников различных профессий, стали проводиться уже в конце XIX столетия, прежде всего, в Англии и Соединенных Штатах Америки. Так, исследуя влияние религии на «трудовую бедноту» Соединенного королевства в этот период, автор отчета «Жизнь и работа жителей Лондона» Чарльз Буф пришел к выводу о том, что влияние религии снижается, и более того, воскресенье, ранее служившее днем посещения церкви, теперь стало днем отдыха, а сама религия - «разновидностью досуга, соперничая в этом с кино и гольфом». Постепенно работа и досуг стали рассматриваться учеными как социальные проблемы, требующие и изучения, и действия. 11
Именно в период конца XIX - начала XX вв. возникло широкое движение за улучшение отдыха масс. «Строительство площадок для игр и занятий спортом, строительство домов поселкового типа, попытки сделать города более красивыми и удобными - все это делалось с целью увеличения
I 7
часов досуга работников». Интересно, что даже получившие известность в данную эпоху движения за воздержание от спиртных напитков и их запрещение, - преследовали цель количественного и качественного улучшение условий досуга, что было продиктовано попыткой найти замену «клубам работяг», в которых поглощались виски, пиво, а также и свободное время. В целом различные реформаторские движения на Западе в этот период стремились как к увеличению времени досуга, так и к его более целесообразному использованию. Стоит отметить, что исследовательская деятельность самих социологов проходила именно в контексте этих
11 См.: Хьюз Э. Работа и досуг//Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С.
68.