Ви є тут

Средневековая модель мистерии в музыкальном театре Германии XIX - XX веков: от Р. Вагнера к К. Штокхаузену

Автор: 
Предоляк Анна Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278328
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
СОДЕРЖАНИЕ
3-21
Глава I. Мистерия и Романтизм......................................22 - 53
1.1 Средневековая мистерия: драматургия и
жанровая специфика....................................22 - 31
1.2 Предпосылки возрождения жанра мистерии
в художественной культуре романтизма..................32-42
1.3. Драматургические и жанровые поиски в немецком
театре первой половины XIX века.......................42 - 53
Глава II. Симфоническая мистерия XIX века..........................54 - 110
2.1. Мистерия и музыкальный театр Р. Вагнера.............54 - 65
2.2. Драма - мистерия «Парсифаль»........................65 - 84
2.3. Театральная концепция Вагнера и художественноэстетические поиски рубежа XIX - XX веков.................84 - 95
2.4. Черты жанра мистерии в «Саломее» Р. Штрауса.........95 - 110
Глава III. Мистерия в пространстве авангарда.......................111 - 163
3.1 «Новая мистерия» в театре экспрессионизма.
«Моисей и Аарон» А. Шенберга..........................111-131
3.2. Мистерия в поисках мировой гармонии.................131 - 149
3.3. «Свет» К. Штокхаузена как мистерия..................149 - 13
Заключение.........................................................164- 170
Список использованной литературы...................................171 - 199
Приложение.........................................................200
2
ВВЕДЕНИЕ
Свободолюбивый и независимый «родовой дух» немецкого театра оказался гесно связан с тенденциями протестантской церкви, что сформировало «теми движения» его сценических поисков. По мнению немецкого историка театра И. Грегора «кривая театрально-духовного бытия» была крайне динамичной, отличалась «чрезвычайно резкой амплитудой колебаний вплоть до наших дней», что позволило сделать немецкий театр Х1Х-ХХ веков «самым грандиозным и утонченным» (150, 4). Постановки средневековых мистерий в Германии отличались особым размахом и реалистическими чертами. Формы и разновидности старинного немецкого театра закладывали основы национальной сцены, моделировали «его особый генетический код».
Именно этим «генетическим кодом», опираясь на «грандиозность» и «утонченность», спустя три столетия воспользовался Рихард Вагнер, создавая свое великое творение - романтическую драму-мистерию «Парсифаль». Соединив воедино мистерию, миф и драму в рамках оперного жанра, он явил миру «потрясающей силы» синтез, обновленный «духом таинства». Именно «Парсифаль» стал той отправной точкой, которая привела в XX веке к формированию «новой» мистерии. Последующие поиски в области музыкального театра проводились либо с целью опровержения, либо оправдания и подтверждения вагнеровской идеи на право бытования жанра мистерии в постоянно моделируемом пространстве современного музыкального театра.
Еще один факт, подтолкнувший нас к рассмотрению эволюции жанра мистерии в контексте немецкой музыкальной культуры, - постановка в 1898 году «Мистерии страстей Господних» в селении Обераммергау (Южная Германия), где были воссозданы все традиции средневекового жанра. Германия вновь стала первой. «Дух» старинного немецкого театра вернулся на современную сцену, после чего прокатилась волна стилизованных постановок мистерии как в самой Герма-
з
сматривается влияние идей Р. Вагнера на творчество композиторов рубежа XIX-XX веков, в частности Р. Штрауса. В главе предпринят комплексный анализ драмы-мистерии Р. Вагнера «Парсифапь» и оперы Р. Штрауса «Саломея», в которой выявлены черты жанра мистерии.
Третья глава «Мистерия в пространстве авангарда» имеет три основных раздела. Первый посвящен проблеме трансформации жанра в творчестве А. Шенберга на примере оперы-оратории «Моисей и Аарон». Во втором разделе анализируются черты мистерии в операх П. Хиндемита, сценическом творчестве К. Орфа. В третьем - автор пытается осмыслить и представить «новую» мистерию поставангарда на примере гепталогии К. Штокхаузена «Свет». Во всех разделах характеризуется философско-религиозный контекст эпохи, эстетические идеи автора, а также раскрывается проблема нового синтеза искусств.
В Заключении обобщаются результаты исследования, подводятся итоги, связанные с преломлением средневековой модели жанра мистерии в музыкальном театре Германии Х1Х-ХХ веков.
21
Глава I. Мистерия и Романтизм.
1.1 Средневековая мистерия: драматургия и жанровая специфика
Генезис мистерии берет свое начало в культах Древнего Египта, Древнего Вавилона, античности. «Мистерия Древних Греков и Римлян, народов Древнего Востока - тайные религиозные обряды, к участию в которых допускались только посвященные» (191, 621). В этих ритуалах вопрос первоначала, перво-творсния, перво-бытия был доступен лишь малому числу «мистов» («посвященных»). Сам же «дух мистерии» смыкался с философемой поиска священного знания, священной тайны, поиска святого бессмертия сквозь пространство и время. Основоположник греческой философии Гераклит говорил, что мир движется и меняется. В нем «знающий» становится ребенком, а жизнь - пространством играющего Бытия, в котором вечные истины просты и бесконечны, а сознание «миста» соприкасается с чистой сверкающей гранью божественного «кристалла». Здесь, согласно Гераклиту, мистерия вбирает в себя игру. «Мист» становится творцом и обнажает основную цель мистерии - творить бесконечно новое. Эта цель позволяет выявить «космизующие энергии», «потенции» и «силы», пронизывающие дух и сознание человека; обработать их посредством субъективной ритуальной системы, приближая «миста» к «магическому кругу вечности». И, наконец, «сделать человека подобным божеству» (370, 33). Вновь созданное «божество», играя «безвидными гранями» Бытия, творит свою мистерию, подобно первичной мистерии Абсолюта. Эта мысль развивается Платоном в размышлении о душе посвященного («Фе-дон»). Душа уходит в подобное ей самой божественное, бессмертное, безвидное место, и, «достигши его, обретает блаженство... и, как говорят, о посвященных в таинства, впредь навеки поселяется среди богов» (17, 55).
22