Введение
Содержание
3
Глава I. Теоретические основы социологического анализа оппортунистического поведения в структуре производственных отношений
1.1. Формирование социологических подходов к сущности оппортунистического поведения........................................ 16
1.2. Оппортунистическое поведение: формы, классификация, социальный смысл..................................................... 44
1.3. Факторы формирования оппортунистического поведения на коммерческих предприятиях............................................ 64
Глава II. Практика оппортунистического поведения на современных украинских и российских коммерческих предприятиях.....................78
2.1. Структура факторов оппортунистического поведения в современной Украине и России......................................................78
2.2. Потенциал внутрифирменного оппортунистического поведения 113
•2.3. Социальный механизм снижения уровня оппортунистического поведения в деятельности коммерческих фирм...........................145
Заключение...........................................................162
Список использованной литературы.....................................170
Приложения.......................................................... 184
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование в России и Украине рыночных отношений привело к появлению института частной собственности и соответствующей социальной перестройке трудовых отношений. Разделение труда настолько отделило собственность от управления, что возникла проблема обезличивания ответственности за конечный результат. Такая ситуация создает условия для оппортунистического поведения отдельных работников, целью которого является достижение личного интереса участника соглашения в ущерб другим его участникам.
Проблема институционализации оппортунизма в управлении коммерческими предприятиями в современных условиях приобретает особую остроту, как в дальнем и ближнем зарубежье (Украине), так и в России. Подтверждением этому служат не только громкие скандалы вокруг поведения менеджеров крупных компаний в экономически развитых странах, но и статистика. Так, средний показатель использования возможностей персонала на предприятиях экономически развитых стран составляет всего 60%, а на российских, которые по организации трудовых отношений наиболее близки к украинским, - порядка пятидесяти процентов, что равносильно ежедневному прогулу на каждом предприятии каждого второго рабочего (Ю. В. Щербатых).
Распространение практики оппортунистического поведения влечет за собой серьезные негативные последствия. Во-первых, массовые проявления оппортунистического поведения в трудовых отношениях не только экономически, но и политически ослабляют государство и уменьшают шансы на выведение страны из кризиса. Во-вторых, замедляется формирование современной деловой этики, тормозится рост иностранных инвестиций в страну. В-третьих, подрывается авторитет закона и вера работников и работодателей в институт трудовых контрактов. Характерной особенностью
экономическую целесообразность и социальную оправданность в дифференцированной оплате труда (различал минимальную, номинальную и реальную заработную плату)17. Обострение классовой борьбы, сопутствовавшее развитию капиталистических отношений, поставило под сомнение достаточность имеющегося в обществе уровня сочувствия работников и справедливости собственников для достижения ими согласия в трудовых отношениях.
Ф.А. фон Хайек развил мысль Адама Смита о том, что мотивом участия личности в экономическом процессе, в воспроизводстве материальных условий удовлетворения общественных и личных потребностей выступает индивидуализированный частный интерес . Именно индивидуализм, уходящий корнями в античную философию и христианство, и положил, по мнению фон Хайека, начало западной цивилизации. Основной чертой такого индивидуализма ученый считал уважение к личности как таковой, признание абсолютного суверенитета взглядов и наклонностей человека в сфере его жизнедеятельности, какой бы специфической она ни была. Определяя принцип взаимодействия индивидов в современном обществе, фон Хайек подчеркивал, что люди, живущие в эпоху современных капиталистических отношений, выигрывают, когда не любят ближнего своего, как самого себя, и вместо правил солидарности и альтруизма при взаимодействии друг с другом проявляют уважение к частной собственности и выполняют заключенные договоры19.
Т. Веблен вывел противоречие, названное им «дихотомией», которое состоит в том, что интересы экономических агентов, стремящихся извлечь из своей деятельности прибыль, не всегда совпадают с интересами общества.20
16 Там же. С. 332.
‘7 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги 1-3) / Смит, Адам ; РоАН Ин-т экономики. - М.: Наука, 1992. - С. 68 - 74.
18 Хайек, Ф.А. фон. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Фридрих Август фон Хайек. - М.: нзд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. - 304 с.
9 Там же. С. 27.
20 Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Всблсн. - М. : Прогресс, 1984. - 301 с.
На утверждении антагонистической сущности взаимоотношений собственников и нанятых ими работников построена теория прибавочной стоимости К. Маркса . Именно в работах К. Маркса и его единомышленников появился термин «оппортунизм» (франц. opportunisme, от лат. opportunus - выгодный, удобный), на рубеже XIX - XX веков представлявший собой политическое клише, используемое для
отрицательной оценки соперничающих с марксистской партией фракций или течений. В рабочем движении второй половины XIX века оппортунизм трактовался как «теория и практика, противоречащие действительным интересам рабочего класса, толкающие рабочее движение на путь, выгодный буржуазии»22. К.Маркс, а позже - В.И.Ленин считали, что оппортунизм прямо или косвенно, путем соглашательства и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокационных действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников. Оппортунизм был взят марксистами на вооружение как основной объект идеологии врага. Разработке его классификации посвящен ряд программных работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина23.
В общих чертах применительно к политической борьбе оппортунизм рассматривался как противопоставление своих взглядов позиции большинства, утверждение необходимости согласия сторон, соглашательства. В.И. Ленин подчеркивал, что «всякий оппортунизм
21 Маркс, К. Сочинения. Т. 24 : Капитал. Критика политической экономки. Т. 1, Кн. 1 : Процесс производства капитала / Маркс Карл, Энгельс Фридрих ; Ин-т Маркса-Энгельса-Лснина-Сталина при ЦК КПСС. - 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1960. - 907 с.
22 Политический словарь / Под ред. проф. Б. Н. Пономарева. - 2-е изд. - М. : Гос. изд-во •политической литературы, 1958. - С. 400.
23 См.: Ленин, В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме / В.И. Ленин. Избранные произведения. В 10-ти т. Т. 9. Июнь 1919-февр. 1921.-М.: Политиздат, 1987. - XXIV.- с. 207 - 295 ; Маркс, К. [Письмо] Л Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. («Циркулярное письмо»), 17-18 сент. 1879 г. / Маркс, Карл, Энгельс, Фридрих. Избранные произведения. В 3-х т. Т.З. - М.: Политиздат, 1986. - С. 94 - 101.
- Київ+380960830922