-2-
ОШАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................ 3
Глава I. Казахский эпос сегодня: сказитель и сказание . 19
Глава П. Музыкальная основа казахского эпоса: истоки
и состав . .................................. 64
Глава Ш. Музыкально-эпические жанры. Опыт теории .... 137
Заключение.................................................186
Приложение I. "Сказочник Агол" .............................. 193
Приложение П. Краткий словарь казахских терминов,
используемых в работе .......................... 199
Приложение Ш. Список литературы ............................. 203
Приложение 1У. Нотные примеры ................................. 224
ВВЕДЕНИЕ
Эпическое творчество казахов является неотъемлемой частью духовной культуры народа и своими корнями уходит в глубокую древность. На всем протяжении своей истории - от эпохи консолидации из разрозненных племен кочевников единой монолитной казахской народности до ее расцвета в эпоху зрелого социализма - эпос казахов пронес самые важные нравственные и эстетические ценности, выработанные в народе, отразил все крупнейшие поворотные исторические события, став поистине летописью его духовной, социальной и материальной жизни. Высочайшие образцы казахского эпоса вошли составной частью в сокровищницу мировой культуры.
Эпическая традиция казахского народа активно функционирует и в наши дни, доказывая тем самым возможность и органичность существования столь древнего наследия в рамках социалистической культуры.
Живость эпической традиции в Казахстане делает актуальной задачу рассмотрения как ее сущности, так и процессов ее функционирования и трансформации в современности. Этому и посвящена настоящая работа.
Эпос казахов, по единодушному мнению его исследователей, возник в эпоху разложения родового строя, истоки же формирования эпической традиции растворяются в глубине веков. Отдельные крупные героические сказания датируются У1 - УШ веками нашей эры.
ХУ - ХУ1 века являются эпохой расцвета героического эпоса. По мнению крупнейшего исследователя русского эпоса В.Я.Проппа, эпос -в соответствии с законом общественного развития - возникает не при зарождении государства, а в эпоху разложения родового строя*.
1 В.Я.Пропп. Русский героический эпос. М., 1958, с. 30.
становится ясным и более чем скромное поле нашей диссертационной работы.
-19-
Глава I
КАЗАХСКИЙ ЭПОС СЕГОДНЯ: СКАЗИТЕЯЬ И СКАЗАНИЕ
Краеведческая и историческая литература о местах проведения наших экспедиций широко известна, поэтому, не пересказывая ее, отметим лишь те факты, которые важны в -аспекте нашего исследования.
Кзыл-Ординская, Мангышлакская области Казахской ССР и районы проживания казахов в Туркмении занимают огромную территорию. Рассмотрение их музыкальных традиций в совокупности, на первый взгляд, затруднительно.
С точки зрения изучения локальных музыкальных стилей в действительности имеются достаточно веские аргументы, требующие предварительного изучения каждой из них раздельно, так как в музыкальном фольклоре этих регионов достаточно серьезных локальных различий. Однако наша работа не является музыкально-диалектологической. Как известно, в силу определенных исторических закономерностей музыкальный фольклор казахов стал изучаться с научных позиций только в последние двадцать лет. Учитывая же протяженность населяемой казахами территории и недостаточную изученность фольклора различных регионов Казахстана в целом (а с точки зрения эпоса в особенности), представляется преждевременным говорить о некоем едином стиле или эпическом "койнэ" казахов. Вопросы музыкально-стилевой диалектологии Казахстана нуждаются в специальном и более детальном сборе фактического материала.
В то же время современная степень изученности казахского фольклора позволяет констатировать факт наибольшей распространенности и сохранности эпической традиции на юге и западе рес-
- Київ+380960830922