Содержание
Введение - -- -- -- -- - 3
Глава 1. Методологические подходы в исследовании роли информационнокоммуникационных технологий в социальной структуре современного общества
1.1 Основные методологические подходы в анализе социальной структуры в рамках концепции информационного общества - - - - - - 17
1.2 Социальная сущность понятия “информационно-коммуникационные технологии” --------- - 80
1.3 Специфика деятельностного подхода в социальном конструировании ИКТ - 93 Глава 2. Эмпирическое социологическое исследование ИКТ как фактора воспроизводства социальной структу ры современного общества
2.1. Обоснование деятельностного подхода и социального констуктивизма как методологических принципов и разработка инструментария исследования - 106
2.2. Социологический анализ социальной ситуации использования информационных и коммуникационных технологий в сфере образования в Санкт-Петербурге - — 115
2.3. Эмпирическое исследование значения видов деятельности, связанных с использованием ИКТ, в структуре бюджета времени жителей Санкт-Петербурга - 140 Заключение- - -- -- -- -- 157
Литература --------- - 160
Приложения 1-3: Планы семинаров, на которых проходила апробация результатов первого этапа исследования -------- - 165
Приложение 4: Программа городской научно-практической конференции “Информатизация образовательного процесса петербургской школы”- - 168
Приложение 5: Список экспертов - - - - - - - 169
Приложение 6: Информационная карта образовательного учреждения - 171
Приложение 7: Бланк интервью с экспертом - - - - - 174
Приложение 8: Бланк хронометража - “Дневник компьютерной жизни” - 175
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Человеку необходимо иметь адекватную картину окружающего мира, чтобы принимать решения и действовать. Более того, он нуждается в более или менее отчетливом образе будущего. Рациональная социальная деятельность предполагает построение планов о том, что его ждет и чем станет он сам. Отсутствие образа наиболее вероятного будущего приводит к тому, что Хайке Шрадер назвал "головокружением” [84, 17], а Элвин Тоффлер - "шоком будущего" [72, 5] - болезненная реакция на его "преждевременное" наступление: растерянность и дисориентация, ^
иррациональность и агрессия. Неспособность “совладать” с новыми способами удовлетворения еще вчера не существовавших потребностей приводит к образованию “цифрового” неравенства. На государственном уровне непонимание того, в каком направлении развивается современное общество, чревато неэффективным планированием и нарастанием отставания от ведущих стран мира.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Таким образом в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной лидерами стран “большой восьмерки” на саммите в июле 2000г., очерчивается круг проблем, стоящих перед автором и всем научным сообществом. Какие формы может принять распространение и обработка информации в обществе, почему она занимает центральное место в современных социальных системах и как она воздействует на социальные,
3
сфере образования. Производится предварительный анализ ситуации и приводятся статистические сведения относительно уровня информатизации среднего образования в Санкт-Петербурге.
Анализируются цели информатизации образования в целом и мотивы, которыми руководствуются конкретные педагоги, принимая решения об использовании ИКТ в трудовой деятельности. Рассматриваются различные виды образовательных результатов, достигаемых при использовании активном ИКТ и влияние ИКТ на различные аспекты качества образования, а также проблемы, возникающие при их внедрении в учебный процесс.
В третьем параграфе, подводятся итоги исследования затрат времени, осуществляемых петербуржцами с использованием ИКТ в структуре видов деятельности, осуществляемых в свободное время. На основе результатов исследования, в котором использовался метод хронометража, формулируется механизм вытеснения услуг и других форм непосредственного социального взаимодействия их опосредованной формой, основанной на широком использовании микроэлектронной техники и информационнокоммуникационных технологий.
В заключении подводятся итоги исследования, суммируются ключевые положения диссертации, отмечаются выявленные тенденции, требующие дальнейшего изучения.
В приложении содержится инструментарий исследований (дневники хронометража, бланк опроса экспертов и др.), а также материалы апробации результатов исследования (планы тематических семинаров).
16
Глава 1. Методологические подходы в исследовании роли информационно-коммуникационных технологий в социальной структуре современного общества
1.1 Основные методологические подходы в анализе социальной структуры информационного общества
На протяжении XX - начала XXI века систематические попытки
осмысления места и роли информационно-коммуникационных технологий, проводились, главным образом, в русле парадигмы “построения информационного общества”. Согласно определению Совета по исследованиям, технологиям и инновациям Германии [20, 251]
“информационное общество - это та форма экономической и социальной организации, при которой получение, хранение, обработка, распространение и использование информации и знаний, а также возрастающие технические возможности коммуникации играют решающую роль”.
По определению одного из пионеров отечественных исследований в области информатизации ученого А.Ракитова [62, 181] информационным можно считать общество, если в нем:
- любой индивид или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;
- производится, функционирует современная информационная технология и она доступна любому индивиду, группе или организации
- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научнотехнологического и социально-исторического прогресса;
- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
17
- Київ+380960830922