2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1 ВВЕДЕНИЕ............................... 3
2 Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.......... 17
3 Глава И. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ
АРМИИ.................................... 59
4 Глава III. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О РОССИЙСКОЙ
АРМИИ.................................... 85
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................. 112
6 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.............................. 115
7 ПРИЛОЖЕНИЯ............................ 125
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В российском обществе в течение последних двух десятилетий доминирует негативная информация о Российской армии, что существенно сказывается на морально-психологическом состоянии военнослужащих и воинских коллективов, приводит к отчуждению призывной молодежи от службы в армии. Формирование положительного имиджа воина и воинской службы предполагает целенаправленные усилия государства и общества. Приоритетными в политике государства необходимо считать формирование позитивного общественного мнения о роли и месте военной организации в жизни общества, обеспечении обороны страны и безопасности государства, возрождении России, укреплении ее международного авторитета.
Исследования показали, что значительная часть россиян в качестве основного фактора, отпугивающего молодых людей от службы в Вооруженных силах считает дискредитацию армии в средствах массовой информации, следствием чего является нарастание антиармейских настроений в общественном мнении, обострение проблемы защиты базовых ценностей воинов. Одна из причин такого положения - отсутствие открытого диалога армии с обществом, диалога - адекватного менталитету российского общества.
Изменение роли Вооруженных сил в историческом процессе повысило интерес общества к делам армии, усилило стремление различных политических сил заполучить ее в свои союзники, либо нейтрализовать как нежелательного противника. Это вызвало расширение информационного обмена между армией и обществом, армией и
14
восприятие и представление общественным мнением социального характера военной организации.
2. Определены основные принципы формирования престижа военной службы: коммуникативность, гласность, объективность и открытость информации об армии, о Вооруженных силах страны. Предложены практические рекомендации по его повышению в общественном сознании.
3. Вскрыто противоречие между ментальным образом российского воина и образом, формируемым в современном общественном сознании посредством СМИ и телевидения. При этом воинский менталитет понимается как фактор социо-психологического склада личности российского военнослужащего, выраженный в фундаментальных ценностных ориентациях: долг, ответственность, патриотизм, коллективизм, товарищество, воинская честь и благородство, храбрость и мужество.
Обострение этого противоречия в пореформенный период все больше нарастает зачастую из-за недобросовестных информационных технологий.
4. Выявлены факторы, влияющие на формирование и эволюцию общественного мнения о состоянии и функционировании Российской армии.
5. Раскрыты возможности и пределы использования общественного мнения средствами массовой информации и телевидения в интересах формирования позитивно-привлекательного имиджа Вооруженных сил Российской Федерации.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут служить основой для дальнейших сравнительно-социологических исследований по формированию общественного мнения о Российской
15
армии, способствовать разработке целостной концепции формирования имиджа армии государственными и общественными структурами.
Практическим результатом исследования явилось доказательство того, что одним из наиболее продуктивных подходов, позволяющим применить его в качестве методологического инструмента исследования поставленной проблемы и приращения теоретических знаний для создания эффективной государственной военной политики, является учет и формирование общественного мнения.
Положения и выводы диссертационного исследования, его экспериментальные результаты могут найти применение в информационно-аналитической деятельности органов государственной власти, Министерства обороны при координации работ по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, в системе повышения квалификации научных и практических работников, в практике подготовки специалистов, занятых воспитательной работой с военнослужащими.
Материалы диссертации могут быть использованы в ходе преподавания в вузах дисциплин «Социальная психология», «Политическая социология», «Социальная философия», а также курсов специализации таких как «Связи с общественностью в управлении Вооруженными силами», «Информационно-политические технологии в современной военной политике» для офицеров, проходящих обучение в вузах Министерства обороны.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается применением проверенных практикой общенаучных теоретико-методологических принципов, положений и методов социологии, с использованием научно-обоснованной методики сбора
- Київ+380960830922