Ви є тут

Лидерство молодых ученых в процессе инновационного развития

Автор: 
Гвоздева Елена Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192494
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА 20
1.1. Роль лидерства в развитии общества: социально-философские истоки......................................................20
1.2. Современные представления о лидерстве..................32
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ.......................43
2.1. Социологическое понимание лидерства....................43
2.2. Методика исследования..................................65
Глава 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ...........................( 79
3.1. Способствует ли положение научной молодежи ее активному участию в инновационном развитии?...........................79
3.2. Моделирование взаимозависимости творческих достижений молодых ученых и возможностей для их развития...............99
Глава 4. СТИМУЛЫ И ВОЗМОЖНОСТИ УСИЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА НАУЧНОЙ МОЛОДЕЖИ...........................................113
4.1. Роль молодежи в выборе приоритетов развития общества..113
4.2. Стимулы для эффективного труда: взгляд молодых ученых.127
4.3. Рекомендации для формирования молодежной социальной политики...................................................139
Заключение.................................................144
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................152
Приложения.................................................171
• «
ВВЕДЕНИЕ
«Что касается науки, то одна из ее задач - добиться того, чтобы представители власти и, в частности, входящие в ее состав реформаторы поняли, что люди - какое бы место они ни занимали в обществе - это субъекты, а не объекты. Именно они являются главными акторами социальных преобразовании, и нельзя осуществить эффективные реформы, не считаясь с их ценностями и интересами» [Заславская 2002, 518]
Устойчивый социально-экономический рост России зависит от уровня развития и динамизма инновационной сферы. Попытки реформирования этой сферы опираются в основном на инициативы, продвигаемые «сверху» без учета инициатив субъектов инновационной деятельности. Лидерство традиционно считалось феноменом индивидуального воздействия сверху-вниз. Однако многие неудачи внедрения инноваций связаны с недостатком распределения лидерства между разными уровнями организаций и внутри локальных сообществ.
Наука, как главный источник нововведений, должна быть органически встроена в экономические, технологические и социокультурные процессы. Особая роль в такого рода интеграции принадлежит молодым лидерам из научной и предпринимательской сфер.
В ходе трансформации российского общества с начала 1990-х годов (когда внедрение рыночных механизмов хозяйствования привело к резкому расслоению населения по уровню доходов), ученые оказались в худшем положении, поскольку сохранялась неэффективная система стимулирования научного труда. В этих условиях привлекательность науки как сферы профессиональной деятельности для молодежи резко снизилась. Одновременно появились возможности выезда за рубеж, в результате чего произошел существенный отток наиболее активных и мобильных кадров за пределы страны. В научных организациях образовался кадровый дисбаланс,
3
обществе, условия, препятствующие их эффективному труду в науке; б) выявившие низкую степень доверия молодых ученых государственным институтам, что является существенным препятствием для формирования лидерского резерва; в) показывающие, что приоритетные направления развития России, предлагаемые молодыми учеными, ориентированы на инновационное развитие общества; г) установившие количественное соотношение разных источников денежных доходов молодежи, работающей в науке и высшей школе.
Апробация результатов исследования.
Положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на:
Пленарном заседании международной конференции «Развитие современного российского капитализма в постоянно меняющихся условиях производства и менеджмента» (Новосибирск, сентябрь 2005);
Пленарном заседании 6-го Глобального форума лидерства “Управление в интересах людей с учетом институциональных, национальных и международных изменений” (Турция, Стамбул, июнь 2004);
Международной конференции комитета по социальной стратификации Международной социологической ассоциации (Новшатель, Швейцария, май 2004);
Международной конференции «Принципы good governance и управление городским развитием» (Новосибирск, февраль 2004);
Пленарном заседании всероссийской научно-практической конференции молодых ученых "Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых" (Новосибирск, ноябрь 2004);
15-ом Международном молодежном форуме “Роль молодежи в устойчивом развитии” (Сеул, Корея, август 2004);
Пятой ежегодной конференции Глобальной сети развития «Понимание реформ» (Дели, Индия, январь, 2004);
• *
двух конференциях молодых ученых СО РАН, посвященных М.А. Лаврентьеву (Новосибирск, декабрь 2003 и декабрь 2005);
Международной конференции молодых ученых «Россия в глобальном контексте: люди, среда, политика» (университет Майами, Огайо, США, ноябрь 2003);
Ежегодной конференции Общества изучения Центральной Евразии Гарвардского университета, (Кэмбридж, США, октябрь 2003);
Втором Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, сентябрь-октябрь, 2003);
На двух секциях 6-ой Конференции Европейской Социологической Ассоциации «Стареющие общества, новая социология» (Мурсия, Испания, сентябрь, 2003);
Молодежном семинаре Совета Европы «Эффективные стратегии работы со средствами массовой информации» (Страсбург, март 2003);
4-ой Ежегодной конференции Международной Лидерской Ассоциации (Сиэттл, США, ноябрь, 2002);
По теме диссертации опубликовано 18 научных работ общим объемом 11,9 п.л., в том числе 4 работы - за рубежом (3 на английском языке и 1 на немецком).
Автор выражает глубокую признательность научному руководителю д.соц.н. З.И. Калугиной и коллегам, высказавшим ценные замечания по диссертации, д.соц.н. Л.В. Корель, к.э.н. Е.Е. Горяченко, к.э.н. А.Р. Михеевой, с.н.с. И.И. Харченко, к.соц.н. Т.Ю. Черкашиной, а также благодарность всем сотрудникам отдела социальных проблем ИЭОПП СО РАН за внимание, обсуждение результатов исследования и помощь в работе.
19