Ви є тут

Местное самоуправление как социальный институт современного российского общества

Автор: 
Антипьев Константин Анатольевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
209
Артикул:
193124
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретические предпосылки социологического исследования местного самоуправления
§ I. Местное самоуправление как социальный институт............. 12
§ 2. Генезис местного самоуправления как социального института: преемственность и развитие 31
§ 3. Местное самоуправление в сисгеме социального управления .... 54
Глава 2. Основные социальные образующие институциализации местного самоуправления в современном российском общесгве § 1. Основные проблемы социальной институциализации местного самоуправления ..........................................................68
§ 2. Местное сообщество в социальной институциализации местного самоуправления ..........................................................89
§ 3. Политические партии в социальной институциализации местного самоуправления .........................................................105
§ 4. Роль руководителей и специашстов местного самоуправления в социальной институциализации местного самоуправления................121
§ 5. Местные некоммерческие организации в социальной институ циализации
местного самоуправления.............................................137
Заключение..........................................................165
Библиографический список............................................172
Приложение.........................................................186
3
Введение
В современной России происходят сложные трансформационные преобразования во всех сферах общественной жизни, продолжается поиск наиболее оптимальной демократической модели развития общества и государства с учётом объективно меняющихся условий и субъективных факторов. В связи с этими процессами возникает повышенный интерес учёных, политиков, государственных деятелей к таким категориям как «гражданское общество», «правовое государство» и их составляющим. Возрастает внимание к такому важному социальному институту' как местное самоуправление, процессам и проблемам его институциализации. Такое внимание к институту местного самоуправления вполне объяснимо. Во-первых, в своём современном виде российское местное самоуправление появилось сравнительно недавно. Во-вторых, процесс его институциализации проходит сложно и противоречиво. В-третьих, натичие целого ряда нерешённых теоретических проблем существенно снижает эффективность этого социального института, что вызывает необходимость поиска путей их решения. В-четвёртых, современная практика убедительно свидетельствует, что наибольшего социального прогресса достигли те общества, в которых сформировались эффективные модели местного самоуправления. В их развитии существенную роль играют не только нормативно-правовые акты, солидная финансово-экономическая база, но и социальные факторы.
Развитие местного самоуправления является значимым социальным инструментом формирования и становления гражданского общества. Для нынешней России повышение роли местного самоуправления важно вдвойне, так как этот институт выполняет важнейшие социальные, экономические и политические функции. Эффективно функционирующий социальный институт местного самоуправления способен снизить высокую степень отчуждённости человека от власти, даёт обществу эффективный способ контроля за действиями властей, способствует повышению социальной активности граж-
19
в формировании современного местного самоуправления в нашей стране. Однако развитие местного самоуправления в нашей стране происходит не только на началах самоорганизации, осуществляется воздействие и со стороны внешних структур, - государства и его органов, различных политических партий, с целью стимулирования процесса самоорганизации на местном уровне. Такое воздействие не является отрицательным фактором, гак как в развитии социального института местного самоуправления заинтересованно не только государство, но и общество. К сожалению, зачастую внешнее воздействие не отвечает интересам и потребностям саморазвития локального сообщества. Подобная ситуация наблюдается и с институализацией местного самоуправления в нашей стране, где самоорганизация локального сообщества проявляется слабо, а внешнее воздействие на этот институт нередко велико и зачастую не только не стимулирует его развитие, а даже тормозит, что находит своё отражение в несовершенной, противоречивой законодательной базе, низком уровне финансового обеспечения и т.д.
Таким образом, процесс самоорганизации местного сообщества тесно связан с процессом институциализации местного самоуправления, а категория самоорганизации является одной из основных для понимания природы местного самоуправления. Социальная самоорганизация служит необходимым звеном как для местного самоуправления, так, следовательно, и для гражданского общества. Социальная самоорганизация не может заменить государственное регулирование, в то же время именно благодаря самоорганизации проявляются гражданские инициативы, которые позволяют обществу двигаться в сторону социального прогресса.
В процессе самоорганизации населения локальной территории образуется особая социальная группа - «местное сообщество». «Местное сообщество» неразрывно связано с категорией «местное самоуправление», так как последнее призвано удовлетворять интересы и потребности местного населения (сообщества). Местное сообщество - это объединения людей, проживающих на определённой территории, имеющие общие интересы в решении повсе-
20
дневных вопросов жизнедеятельности посредством использования и развития местных материальных и социальных ресурсов на принципах местного самоуправления.
Местное сообщество нельзя рассматривать как монолитное образование. Однако наличие общих интересов в сфере обеспечения жизнедеятельности локальной территории позволяет утверждать о некой социальной целостности. Эта целостность (системность) создаёт возможность целенаправленно влиять на окружающую среду. Местное сообщество - это объединение само-управленческое. В его основании лежит принцип добровольности. В приведённом определении наибольшим образом проявляется именно социальная природа и направленность местного самоуправления, что позволяет выйти за рамки правового подхода в понимании социальных проблем местного самоуправления. Следует отметить, что термин «местное сообщество» можно встретить только в региональном законодательстве и научной литературе. Оно не закреплено в нормативно-правовых актов на общероссийском уровне, что, по мнению автора, является существенным упущением со стороны федеральных законодателей, которые тем самым чётко не определяют субъект и объект местного самоуправления. Именно местное сообщество, а не местное население является субъектом муниципального самоуправления, так как совместное проживание на определённой территории ещё не гарантирует взаимодействия и наличия общих интересов и потребностей у граждан. Местные сообщества представляют собой определённую ступень социального развития населения муниципального образования.
Итак, для возникновения «местного сообщества» необходимо осознание общих интересов и потребностей гражданами, проживающими на локальной территории, удовлетворение которых возможно через институт местного самоуправления. Существование местного самоуправления невозможно без наличия местного сообщества с его многочисленными формальными и нефор-
1 См Лапин В А. Природа муниципальной власти и местного самоуправления в России И Личность Культура Общество 2000 Т.2, вып. 1. С. 61.