Ви є тут

Социально-экономические проблемы развития предпринимательства в период трансформации российского общества

Автор: 
Исаева Наталья Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
195416
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2-10
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования развития предпринимательства 11-52
Глава 2. Общие закономерности развития предпринимательства и
специфические особенности его функционирования в
условиях трансформации российского общества 53-100
Глава 3. Основные направления совершенствования предпринимательских отношений в России 101-130
Заключение 131-141
Список использованной литературы 142-156
Приложения
157-168
2
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью общетеоретической и научно-практической разработки основных направлений развития предпринимательских отношении, обоснования путей и средств повышения эффективности общественного производства, обеспечения устойчивого развития современного российского общества, более полного удовлетворения потребностей широких слоев населения.
Усложнение и расширение масштабов общественного производства на современном техническом базисе требует участия в производственном процессе максимального числа не просто квалифицированных, но предприимчивых, экономически активных субъектов, способных к инновационной деятельности, творческому поиску и риску. Активизация предпринимательской деятельности непосредственных участников общественного производства во многом будет определять повышение производительности труда, эффективность общественного производства, рост благосостояния российского населения. Поэтому исследование общих закономерностей развития предпринимательства, специфики его становления и функционирования в России является актуальном задачей.
Социально-экономические условия современной России требуют действенных мер по управлению процессами преобразования экономики, политики, социальной и духовной жизни. Для определения основных направлений социально-экономической политики, последовательности практических действий, направленных на стимулирование прогрессивных изменений в России, необходимо выявить общие закономерности развития предпринимательства. Это возможно лишь, рассматривая предпринимательство в контексте развития общественного труда, что позволит обнаружить глубинные причины и подлинные источники развития предпринимательства, его ответное воздействие па общественное производство и человека, на технический и социальный прогресс. Знание общих закономерностей развития предпринимательства позволит выявить
промышленное предприятие или вообще на любое "имущество" не является для нас существенным признаком предпринимателя”1. Главным признаком идентификации с предпринимательством, согласно И.Шумпетера, является осуществление особой функции, суть которой “заключается в создании и воплощении новых комбинации”2. То, что предприниматель уже располагает “нужными средствами производства или определенной частью их или, наконец, может оплатить их из фондов своего предприятия, ничего нового не привносит в предпринимательскую функцию и не изменят се”3. Непосредственным результатом деятельности предпринимателя может быть:
- изготовление нового, до сих нор неизвестного потребителю блага;
- открытие новых технологий и новых способов коммерческого применения товара;
- освоение рынков сбыта;
- открытие новых источников сырья;
- проведение реорганизации производства (подрыв монополии конкурента или создание собственной монополии) и др. Предпринимательство, по Шумпетеру - это вид деятельности, •
имеющий место в любой форме организации общественного производства, а предприниматель - это человек, способный к инновационной деятельности.
По Й.Шумпстсру, инициатива, авторитет, дар предвидения, способность преодолевать огромную силу инерции, а порой и открытое сопротивление социального, юридического или политического характера, способность идти на риск есть особенности предпринимательской натуры, необходимые в любой системе хозяйствования. Конкретный предпринимательский тип хозяйствования формируется экономической
1 Шумпетер Й.Л. Теория экономического развития. М.. 1982 С. 124.
2 Там же С. 159
15
системой общества, которая и определяет специфические характеристики, присущие только этой системе способов экономического поведения.
Взгляд на предпринимателя как на новатора, использующего для достижения экономического успеха, инновационные способы организации хозяйствования, позволил И.Шумпетеру определить
предпринимательскую деятельность как движущую силу экономического развития, играющую самостоятельную и важнейшую роль в развитии общественного производства.
Значителен вклад в развитие теории предпринимательства австро-немецкой школы (М.Вебер, В.Зомбарт, Л.Брстано).
Для М.Вебера, предпринимательская деятельность есть воплощение рациональности в широком смысле слова (эффективность, максимум отдачи от вложенных средств, выбор кратчайшего пути к избранной пели и др.). Проводя углубленный анализ природы предпринимательства, причин, обусловливающих его зарождение и развитие, автор в своих исследованиях использует теоретическую конструкцию, “идеальный тин”, позволяющий ему наиболее полным образом выявить специфику этого социально-экономического феномена.
В качестве “идеального типа” капиталистического предпринимателя автором утверждается такой, “которому чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью и внешнее вЕлражение почета, которым он пользуется в обществе”1. Основными чертами характера такого предпринимателя являются сдержанность и скромность, богатство ему “ничего не дает”, разве что иррациональное ощущение хорошо “исполненного долга в рамках своего призвания”2. Аскетическая направленность свойственна и образу жизни “идеального типа” предпринимателя. Для такого хозяйствующего субъекта собственно труд
1 Вебер М. Избранные произволения. М.. 1990.С.89.
2 Там же с.89.