Ви є тут

Історична динаміка експресивів негативної емоційності в англійському дискурсі XVI – XX ст.

Автор: 
Биценко Тетяна Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U001870
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ИСТОРИЧЕСКИЙ ИНВАРИАНТ ЭКСПРЕССИВОВ
НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ ДИСКУРСЕ
2.1. Модель речевого акта экспрессива негативной эмоциональности
Инвариант РАЭ негативной эмоциональности представляет собой обобщенную исторически постоянную модель, которая формируется и реализуется в ДНЭ по прототипическому сценарию. Для определения ведущих аспектов модели экспрессивов негативной эмоциональности берем за основу предложенную И. С. Шевченко модель РА, которая включает в себя девять аспектов (адресантный, адресатный (интерперсональный), интенциональный, контекстный, ситуативный, метакоммуникативный, денотативный, иллокутивный, локутивный аспекты) [209].
Для РАЭ негативной эмоциональности адресантный аспект играет одну из главных ролей, поскольку он раскрывает социальные и ситуативные роли говорящего - его социальное положение, возраст, пол, профессию [120: 125], коммуникативные (коммуникативная компетенция) и психологические характеристики (позволяющие определить текущее ЭС личности) [22; 87; 171; 197], мотивы и цели [22; 132]. Несмотря на то, что данный аспект факультативно представлен в исследуемых РА, он имеет важное значение, так как в зависимости от социального статуса адресата, от отношений, складывающихся между адресантом и адресатом, данный РА реализуется разными способами (прямыми или косвенными). От адресата также зависит выбор языковых средств, используемых для выражения текущего ЭС говорящего [206: 54].
Контекстный аспект помогает установить смысл высказывания, его интенцию и иллокутивную силу, прагмасемантическую разновидность. Учитывая цели данного исследования, принимаем во внимание социо-исторический контекст [209: 38], то есть: место, время, социальные параметры коммуникативной ситуации и т. д.
Ситуативный аспект также служит для определения коммуникативной интенции высказывания и его иллокутивной силы. Ситуацией, как правило, обусловлен "отбор языковых элементов при формировании /.../ высказывания" [52: 358]. По нашим данным РАЭ негативной эмоциональности функционируют, как правило, в неофициальных ситуациях, что обусловлено нормами поведения в обществе.
Метакоммуникативный аспект РА включает в себя коммуникативные принципы, максимы вежливости [227; 236]. Негативная эмоциональность обусловливает их относительную значимость в РА, поскольку в состоянии эмоционального напряжения адресант не всегда заботится о технике ведения коммуникации и о том, чтобы не нанести ущерб "лицу" адресата (а в некоторых случаях ущерб наносится сознательно - для достижения максимального перлокутивного эффекта).
Денотативный аспект (пропозиция) практически всегда является обязательным для РАЭ (за исключением тех случаев, когда данный РА выражается междометием). Передавая информацию о причине, вызвавшей то или иное ЭС, об оценке говорящим данной причины эмоции, а также информацию о текущем ЭС говорящего, он служит важным звеном для представления когнитивных оснований формирования эмоций и их вербализации и учитывается нами в прототипическом сценарии экспрессива.
Локутивный аспект занимает одно из ключевых мест в модели РАЭ, т. к. является формой выражения содержания высказывания. При анализе РАЭ негативной эмоциональности нами рассматриваются маркеры эмотивности всех языковых уровней: морфологического, лексико-семантического, стилистического, синтаксического, текстового, а также их взаимосочетаемость в одном РА.
Наряду с локутивным аспектом, иллокутивный аспект также занимает одно из ведущих мест в модели РАЭ. Именно данный аспект помогает определить высказывание как РАЭ, имеющий своей иллокутивной целью выражение психологического состояния говорящего, и, в зависимости от психологического состояния, которое он выражает, отнести его к одной из прагмасемантических разновидностей негативной эмоциональности.
Интенциональный аспект определяет намерения и мотив адресанта. Интенция РАЭ негативной эмоциональности представляет собой сложный механизм, имеющий когнитивную основу. Для анализа формирования и воплощения интенции целесообразно исследовать прототипический сценарий вербализации эмоций в дискурсе и смоделировать его варианты в конкретных ситуациях речи.

2.1.1. Прототипический сценарий речевого акта экспрессива негативной эмоциональности. Исследования последних десятилетий в области лингвистики эмоций показали, что они являются "идеальным полем" для применения установок когнитивной лингвистики [169: 61], поскольку обладают структурированным концептуальным содержанием [240: 40]. Традиционные описания эмоций на основании классических теорий являются недостаточными, поскольку не отражают представления самих субъектов эмоций [там же]. Как отмечает Ю.С. Степанов, "концепты не только мыслятся, они переживаются. Они - предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений" [164: 41]. То есть, концепт есть совокупность представлений, знаний, ассоциаций и переживаний, которая присуща тому или иному языковому выражению.
В основе РАЭ - эмоциональный концепт. Собственно эмоциональный концепт остается "расплывчатым" термином, несмотря на большое количество исследований [185: 57]. Согласно мнению Н.А. Красавского, эмоциональный концепт - это "этнически, культурно обусловленное, структурно-смысловое, как правило, лексически и / или фразеологически вербализованное образование, базирующееся на понятийной основе, включающей в себя помимо понятия образ и оценку, и функционально замещающее человеку в процессе рефлексии и коммуникации множество однопорядковых предметов, вызывающих пристрастное отношение к ним человека" [98: 13].
Эмоциональные концепты имеют изменчивую структуру и содержат в своей основе не объективные значения, а субъективные смыслы. Данное утверждение базируется на том факте, что концепты в целом являются идеальными образованиями, в основе которых лежат образные единицы, создаваемые на основе личного, чувственного опыта человека, с изменением же реальности образное восприятие мира также меняется [113: