Вы здесь

Становление и функционирование института образования : Региональные аспекты

Автор: 
Гаврилюк Вера Владимировна
Тип работы: 
Докторская
Год: 
1998
Артикул:
1000225819
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............-....................................................... 3
[ ЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 24
1. СИСТЕМНЫЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕРАВНОВЕСНОЙ СИСТЕМЫ.........................................2 5
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИГИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 70
ГЛАВА И. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ РАЗВИ ГИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ.......................................................128
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ......................................... 128
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА.......................176
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА......................222
1. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ..............................222
2. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТ ЕМ............................ .....24')
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................304
БИБЛИОГРАФИЯ................................................................. .....312
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................ 34(1
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные тенденции и противоречия современного мира, связанные прежде всего с разрешением проблемы устойчивого развития, определяют стабилизирующую роль института образования как одного из самых устойчивых социальных институтов.
В современных условиях к образованию, как социальному институту, предъявляются новые требования. “Новый порядок" общественного развития, когда культурные, исторические факторы становятся паритетными с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими структурами, продуцируют
Г
качественно иные требования к характеру, целям и методам образовательного процесса, статусу образования в системе социальных институтов. Именно поэтому ^ мировое образование переживает кризис, связанный со "сменой вех". Эти проблемы ( особенно важны для России, где тотальная переоценка ценностей сопровождается глубоким социально-экономическим кризисом.
Период трансформации, который переживает сегодня Россия.
\
распространяется и на институт образования. “Трансформация - преобразование \ социальных институтов, социальных структур, нередко сопровождающееся их ломкой" [266, 374]. Но и для стабильно развивающихся стран проблемы ^ трансформации социального института образования сегодня чрезвычайно
актуальны.
Мировая система образования, играющая решающую роль в культурном и социальном развитии человека, находится в состоянии перманентного глобального кризиса. Возникают и углубляются противоречия между декларируемыми целями образовательного процесса и его реальными результатами; между возможностями
3
применительно к изучению социальных систем [8; 12; 41; 90; 96; 125; 161; 176; 299, Бранский] При этом, философия синергетики рассматривается даже не как философия современной постнеклассической науки, а как философия современной культуры [12, 60]. По вопросу о взаимоотношении синергетики и диалектики позиции исследователей неоднозначны: от полного противопоставления, до попыток интеграции [41; 90; 176; 161; 125;].
Основания для противопоставления диалектического и синергетического подходов содержатся в работах авторов новой методологии. Так И. Пригожин, вполне определенно заявляет, что "детерминизм, представлявшийся неизбежным следствием рациональной модели динамики, сводится ныне к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях" [215,4].
А.Б. Венгеров предложил таблицу сопоставления диалектики и синергетики в важнейших вопросах развития [54,57]:
Развитие Диалектика Синергетика
(динамический
процесс)
Причины
Единство и борьба
Неравновесность;
противоположностей;
нестабильность; кризисы;
отрицание отрицания;
эволюция и коэволюция.
переход количества в
качество.
Формы
Прерыв постепенности; Накопление флуктуаций;
"скачки", "по спирали", бифуркация; фазовые
її
снятие", "от низшего к
переходы системы в новое
высшему".
состояние; нелинейность;
самоорганизация.
44
Свойства Детерминированность; Малые воздействия;
случайность - форма случай; аттракторы;
проявления необходимого. параметры порядка; воздействие процессов на микроуровне через мезоуровни на макроуровни.
Результаты Необходимое в конечном Появление
счете, возвратное многоуровневого целого -
движение; изменение (в том неравного сумме частей;
числе, воздействие новая неравновесная
изменяющейся среды на необратимость;
субъект динамического несоответствие замыслу;
процесса). усложнение.
Способы познания и Восхождение от Рационализм;
проверки результатов абстрактного к конкретному редукционизм;
и наоборот; практика - коэволюционизм;
критерий истины. непредсказуемость.
Из анализа позиций современных обществоведов можно вывести ряд возможностей и ограничений использования новой методологии в исследовании социальных систем, прежде всего, исследовании социального управления. Итак, теория самоорганизации содержит возможности:
- описания качественных изменений в сложных макроскопических системах при изменении управляющих параметров;
- описания бифуркаций;
45