2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ................................................ 3
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА “ОБЩЕСТ-
ВЕННЫЙ НАСТРОЙ” И СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЕГО КОМ ПОНЕНТОВ............................ 14
1.1. Психологические компоненты общественного настроя
и их роль в динамике его интегральных состояний 14
1.2. Методологические подходы и социальнопсихологические методы анализа общественного настроя как индикатора политических изменений 35
ГЛАВА II. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ КАК ИНДИКАТОР ОБЩЕСТВЕННОГО НАСТРОЯ 56
2.1. Динамика оценки социально-экономического развития
1990-х годов: влияние депривации............ 56
2.2. Изменения протестных и солидарностных политических установок массового сознания.............. 76
ГЛАВА III. ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО НАСТРОЯ В
КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 100
3.1. Влияние политической событийности на общественный настрой.................................. 100
3.2. Огношение к политическим лидерам и общественный оптимизм...................................... 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 152
ЛИТЕРАТУРА............................................. 157
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................. 178
л
ВВЕДЕНИЕ
Акту альность проблемы. Начало 90-х гг. ознаменовалось первыми шагами по реализации социального макропроекта либеральной модернизации постсоветского российского общества, предусматривающего трансформацию наличного типа социокультурной системы в тип противоположный. При этом теоретически не прорабатывались вопросы принципиальной возможности таких кардинальных изменений и способах осуществления очередного социальною эксперимента.
Однако реформистский настрой общества (“мы хотим перемен”) позволил правящей элите приступить к революционным преобразованиям, которая унаследовала традиционный для России необольшевистский и технократический подход к “лечению" общества. Уже в начале либеральных реформ была отмечена опасность пренебрежения реформаторов к социальнопсихологическому фактору социальных изменений. Архитекторы реформ, получив карт-бланш от общества на проведение преобразований, предпочли для этого использовать заморские средства, уверовав в их универсальность и безвредность для российского социума. Но очевидные неудачи реформирования (углубляющийся системный кризис общества, рост числа “униженных и оскорбленных”, кризис социальной идентичности и т.д.) поставили в повестку дня вопрос о причинах полученного (промежуточного) результата (“плохой народ” или “плохие реформаторы”, то и другое вместе либо утопичность либерального макропроекта и т.п.).
Угасание реформистского порыва общества, зафиксированное после финансового кризиса 1998 г., поставило ряд новых вопросов, в частности, как в этом случае (в недореформированном социуме) решать реальные социальные проблемы как старые, доставшиеся от советских времен, так и новые, порож-
17
ной скоростью динамики, но и сензитивностью к различным внешним влияниям (в том числе сочетанию в них эмоциональных и рациональных элементов).
Следует особо выделить механизм “включения" константного пласта общественного настроя. Как отмечает В.А. Заргаров, настроение “как устойчивое явление социальной психологии закрепляется в специфических формах проявления, зафиксированных в историческом развитии общности в виде различного рода символов, обрядов и связанных с типом настроения ситуационными проявлениями. В свою очередь, закрепившееся в сознании и генетически связанные с настроениями символы способствуют развитию и усилению ситуационных настроений”13. Важное место здесь принадлежит символам атрибутики государства - гимну, флагу, а также патриотической музыке, массовым мероприятиям (парады, демонстрации, митинги и т.д.) и религиозной символике. Данный механизм обладает способностью пробуждать и извлекать из коллективного бессознательного народа определенные комплексы чувств, переживаний, умонастроений, стремлений. Другими словами, он позволяет как бы “настраивать” общество на определенный “лад”. Однако в разных типах обществ “настройка” носит различный характер: в тоталитарных - явный (демонстрации, парады и т.п.), в демократических - скрытый и более тонкий (прежде всего определенная организация социальной среды).
Можно предположить, что пласты общественного настроя отличаются и уровнем осознанности процесса восприятия и оценки общественной реальности. 'Гак, в ситуационном пласте преобладает эмоциональное начало, в потенциальном - рациональное, в константном - бессознатель-
Заргаров В.А. Понятие настроения в социальной психологии // О методологических проблемах общественных наук. Новосибирск, 1969. С. 103.
18
нос.
Выделенные различия функций и свойств пластов общественного настроя определяет особенность методологии их анализа. Так, для измерения характеристик ситуационного пласта достаточен учет реакций населения на текущие экономические и политические события, потенциального -динамики общественного сознания, константного - требуется выяснение того, какие архетипы национальной ментальности актуализируются (“включаются”).
Ж.Т.Тощенко и С.В.Харченко выделяют следующие классификационные характеристики социального настроения14:
1) субъект(ы) (общество, социальная группа, индивид);
2) предметная направленность (прежде всего, экономическое, политическое, а также религиозное, эстетическое и т.д.);
3) формы (аккумулированная, идентифицированные и др.);
4) степень интенсивности;
5) характер (смутный, неопределенный и определенный; предметный (многопредметный) и беспредметный; оптимистический и пессимистический; революционный и консервативный; шовинистский и интернациональный; патриотический и пацифистский и т.д.);
6) условия формирования (реакция на текущую событийность, протест против результатов социальных изменений, актуализация архетипов коллективного бессознательного);
7) условия функционирования (наличный экономический, политический, религиозный и другие порядки, фаза исторического цикла и т.д.).
:4 См.: Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М., 1996. Заметим, что социальное настроение являегся частным случаем общественного настроения, отличаясь акцентуацией его субъекта и объекта.
- Киев+380960830922