Вы здесь

Проблемы социологического изучения феномена языковой личности в речевых коммуникациях

Автор: 
Бабаян Татьяна Геннадьевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2003
Артикул:
272821
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3-20 стр.
ГЛАВА 1. Проблема языковых взаимодействий в истории гуманитарного знания:
Параграф 1. Язык и общение в исследовательском фокусе философской мысли: от античности до начала XX века 21-51 стр.
Параграф 2. Социально-гуманитарная наука XX века о феномене «языковой личности» как атрибуте общения 52-74 стр.
ГЛАВА 2. Общетеоретические аспекты моделирования феномена «языковой личности»........................................... 75-102 стр.
ГЛАВА 3. Проблемы эмпирического социологического исследования особенностей и роли «языковой личности» в общении.............103-139 стр.
Заключение 140-146 стр.
Список литературы........................................147-163 стр.
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Природа и роль языкового общения, его атрибуты (в том числе и феномен «языковой личности») в социализации человека и антропогенезе - одна из глобальных проблем самых разных наук, давно привлекавших внимание исследователей; интерес теоретиков к ней никогда не ослабевал настолько, чтобы она казалась второстепенным следствием проблем более фундаментальных, и не увеличивался настолько, кроме последнего времени1, чтобы она требовала формирования принципиально новых междисциплинарных научных направлений.
Целый ряд законов и тенденций современной жизни страны показывает рост актуальности такой проблематики.
Во-первых, от учета всех аспектов и возможностей языкового общения все более зависит принятие масштабных политических решений, достижение компромиссов между конфликтующими сторонами, успех деловых переговоров.
Во-вторых, вопросы речевого и языкового воздействия давно стали прикладной проблемой нейролингвистического программирования в массовой психологии, провоцирования известных эффектов массовидного поведения, в том числе, в рекламном деле, в ходе предвыборных кампаний, в деятельности современных масс-медиа.
В-третьих, события последнего времени показывают актуальность и чисто юридических аспектов такой проблемы, хотя бы в форме вопроса о необходимости официального двуязычия в ряде российских регионов и стран СНГ (Татарстан, Карелия, Украина, прибалтийские страны).
1 Начиная с 30 - 50-х гг. XX века постепенно складывается ряд отдельных направлений гуманитарного знания. где такая проблема становится центральной - социология языковых и речевых коммуникаций, семи-осоциопсихология, онтопсихология, методология науки. См.: Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М., 1994; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы// Контекст. М., 1989; Гильдебранд Д. фон. Метафизика коммуникации. СПб., 2000; Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы ссмиосоциопсихологии. М., 1984; Менсгетги Р. Оіггоп-сихология. Челябинск, 1994.
3
ным идеям подчиненности языковой сферы общения качественной определенности общественно-экономической формации (К. Маркс, А. Тойнби, В. Вернадский46).
Методологические основы работы выражались через соблюдение принципов относительной самостоятельности духовной сферы общества, социально-экономической детерминации форм языкового общения, внутренней противоречивости ментальных основ речевых коммуникаций (прежде всего, по линии «единичное - особенное - общее»), принципиальной уникальности многих аспектов интимной жизни личности.
На становление мировоззрения автора наибольшее влияние оказали работы К. Маркса, JI. Витгенштейна, Г. Шпета, К. Ясперса, М. Бахтина, П. Флоренского.
Эмпирическую базу исследования составили материалы исследований, осуществленных в период 1992-2002 гг. исследовательской группой профессора И.А. Федорова с участием автора: «Состояние, рейтинги доверия и известности местных СМИ». Итоговый отчет социологического исследования, Тамбов, 2000; «Социально-психологическая напряженность и специфика политических симпатий горожан». Итоговый отчет социологического исследования, Тамбов, 2001; «Групповые ожидания и опасения жителей 4-го избирательного округа г. Тамбова». Итоговый отчет социологического исследования, Тамбов, 1999; «Виды и продукция местных СМИ весной 2001 года, проблема трансляции духовных ценностей». Итоговый отчет по результатам экспертных фокус-групп, Тамбов, 2001. Кроме того, в банк эмпирических данных вошли результаты авторского исследования «Специфика групповых представлений о феномене «языковой личности», проведенного в один этап в г. Тамбове в ноябре 2002 г., в ходе которого изучались групповые мнения о
46 Вернадский В.И. Труды но всеобщей истории науки. М., 1988; Философские мысли натуралиста. М., 1988: Маркс К. Экоиомичсско-философскис рукописи. М., 199; Тойнби А. Исследование истории, The world and the West, L., 1953; Change and habit, L., 1966.
15
феномене «языковой личности» с применением простой механической выборки, включая элементы квотной. В процессе исследования использовались методы анкетирования, стандартизированных и нестандартизированпых интервью, включенного наблюдения. Ограниченность выборки, в силу специфики предмета исследования, обусловила необходимость использования метода фокус-групп.
Общее число респондентов, принявших участие в анкетировании, опросах, интервью, фокус-группах, составило 4478 человек.
Материалы итогового отчета уже использованы в практике ряда тамбовских фирм, а также в авторском лекционном спецкурсе «Основы менеджмента» на социологическом факультете Т1 ’У им. Г.Р. Державина.
Положения, выносимые на защиту:
1. Процессы появления на планете разума и членораздельной речи не находятся в причинно-следственной зависимости; напротив, это атрибуты появления единого человеческого качества жизни, родовые начала которого и даны в языковом общении. Поэтому феномен «языковой личности» выражает не столько собственно законы языка и языковых коммуникаций, сколько интерперсональность как базовый принцип системной организации духовного мира человека;
2. Человеческое общение не сводимо к простому обмену смысловыми сообщениями. Оно представляет собой сложную метасистему процессов согласования всего богатства личностных установок, мнений и дескрипторов. Процесс такого согласования (через понимание, ассоциативные ряды, обмен символами), его результат (межличностный контакт) и составляют природу феномена «языковой личности» как атрибута общения, выражающего необходимость и порядок обмена личностными символами, образами, дескрипторами, данными в речи, в процессе речевой коммуникации. Важнейшими характеристиками такой личности, определяющими ее принимаемую модель, являются: коммуникативная ориентация, высокий уровень динамиз-
16