СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
Глава 1.
Развитие системы военного образования как особого социального института
1.1 Цели и задачи системы военного образования...........8
1.2. Основные этапы развития военного образования
в России.......................................... 17
1.3 Реформирование системы военного образования.........23
Глава 2.
Современные методы и формы оптимизации структуры военного образования
2.1 Использование моделей и методов принятия
решений в сфере военного образования................36
2.2 Образовательные технологии, как инструмент деятельности преподавателя в военной подготовке 46
2.3 Управление процессом и технологией непрерывного военного образования...................................58
Глава 3.
Концепция развития современных технологических проектов в системе военного образования
3.1 Современные технологии дистанционного
обучения в системе военного образования.............69
3.2 Основные принципы и технология построения электронного учебника...............................76
3.3 Гипертекстовые технологии структурирования и представления информации в образовательном процессе............................................88
Заключение..............................................114
Литература.............................................117
2
События последнего времени свидетельствуют о том, что способ разрешения конфликтов в форме войны не исчерпал себя. Война как вооруженное столкновение между противоборствующими сторонами, преследующими свои интересы, остается и в настоящее время актуальной формой достижения целей. Неспособность правительства поднять армию на более высокий профессионатьный уровень может привести к потери власти и государственности. Именно это очевидное обстоятельство делает чрезвычайно важной проблему профессионализма армии.
Профессиональная военная деятельность сегодня невозможна без специальных знаний, что, в свою очередь, повышает значимость широкого общего военного образования, и выходит далеко за рамки чисто практических военных проблем, она обретает фактически общенациональное значение.
Степень разработанности темы. Высок интерес к этой проблеме в специальной периодике. Она обсуждается в таких изданиях, как «Военная мысль», «Военный зарубежник», «Проблемы социологии армии» и др. Серьезное и всестороннее внимание проблемам армии уделяет журнал «Социологические исследования». Хотя надо отметить, что проблем военного образования эти публикации касаются не впрямую, а лишь в связи с обсуждением других сторон жизни армии. Однако мало монографических работ на эту тему, что свидетельствует об ее исследовательской открытости.
3
няемых офицеров в два-три раза превысило расчетные показатели.
Одновременно увеличилось число курсантов, отчисляющихся из военно-учебных заведений. Для многих юношей поступление в военно-учебное заведение стало одним из способов бесплатного получения основ высшего образования с одновременным уклонением от воинской службы. Проучившись три года, идущих в «зачет» срочной службы, они имеют возможность на вполне законных основаниях уволиться из военного училища и закончить образование в гражданском высшем учебном заведении. Рост отчислений курсантов из военно-учебных заведений вырос практически в два раза.
В настоящее время в Министерстве обороны 55 высших военно-учебных заведений, в том числе 36 институтов, 11 университетов и 8 академий. Кроме того, 16 вузов имеют филиалы.
В сложившихся условиях, как показывают расчеты, военно-учебные заведения даже в условиях значительного сокращения численности Вооруженных сил РФ и воинских формирований других «силовых» ведомств смогут обеспечить потребность в офицерских кадрах не более чем на 50 процентов. Другие источники пополнения офицерского, корпуса (поступление граждан на военную службу по контракту и призыв на два года офицеров запаса), как показала практика последних лет, не в состоянии восполнить убыль офицеров.
Вторая проблема связана с неуклонным снижением уровня военно-профессиональной подготовленности выпускников военно-учебных заведений. Это подтверждают практика повседневной деятельности войск и опыт их применения в региональных конфликтах, а также результаты государственной итоговой аттестации выпускников вузов и характеристики на молодых офицеров, поступающих с места из службы в войсках.
И третья проблема - несовершенство организационного и экономического механизмов управления системой военного образования и, как следствие, недостаточно рациональное расходование средств, выделяемых на подготовку офицеров.
Нет должной координации действий на межотраслевом уровне, что ведет к дублированию подготовки специалистов и содержанию большого количества малочисленных вузов. Не отвечает современным требованиям уровень информатизации управления военным образованием. Сложившийся порядок финансирования не позволяет реализовать крупные межотраслевые инновационные проекты, направленные на комплексное решение ключевых проблем развития военного образования.
Опыт преобразований в области подготовки военных кадров, проводившихся в последнее десятилетие федеральными органами исполнительной власти на ведомственном уровне, показал их ограниченные возможности. Средства, выделяемые на военное образование, позволяют только поддерживать деятельность военно-учебных заведений на грани выживания. В результате в ходе преобразований не решены
12
- Киев+380960830922