Вы здесь

Профессиональный потенциал в условиях информатизации российского общества

Автор: 
Бояринцева Елена Александровна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2011
Артикул:
300818
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3-13
Глава 1. Методологические основы социально-экономического исследования деятельности в информационном обществе 14-58
1.1.Профессиональный потенциал как объект исследования экономической социологии 14-37
1.2.Пара.метры формы труда информационного общества 37-58 Глава 2. Социальные условия развития информационно-компьютерной составляющей профессиональной деятельности 59-99
2.1.Социальные факторы информатизации трудовой деятельности в современной России 59-78
2.2. Социальное партнёрство в информатизации 78-99 Глава 3. Совершенствование трудового потенциала специалиста
в связи с информатизацией общества 100-140
3.1.Взаимосвязь информатизации и формирования профессионального потенциала в подготовке молодых специалистов 100-120
3.2.Развитие информационно-компьютерной квалификации на основе институционализации профессионализма
в российском обществе 120-140
Заключение 141-146
Список использованной литературы 147-162
Приложении 163-175
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения социального феномена информатизации - глобального процесса внедрения в различные сферы жизни современного человека информационно-компьютерных технологий и изменения иод их влиянием образа его жизнедеятельности, поведения и восприятия мира. Наряду с общим смыслом информатизация получила частное значение, такое как информационнокомпьютерное обеспечение отдельной сферы деятельности человека (труда, образования, отдыха, управления и пр.). Среди научного изучения специальных направлений информатизации наиболее важным является исследование информационно-компьютерного обеспечения труда, оказывающего влияние на характер труда. Информационно-компьютерная составляющая трудовых процессов сохраняет свое ведущее значение в общем процессе информатизации, поэтому необходим её детальный научный анализ.
Результаты исследования инноваций в процессах труда, вызванных информатизацией, необходимы для разработки мероприятий государственной политики в сфере информатизации и крайне важны для повышения эффективности государственных затрат. В русле развития информатизации в стране основная часть вложений государства приходится на информационно-компьютерную подготовку разнообразных специалистов для общественного производства товаров и услуг. Б то же время мониторинг влияния реализуемых государством программ на качество профессиональной подготовки работников не проводился ни на региональном, ни на федеральном уровнях.
Изучения влияния информационно-компьютерных технологий на такие элементы экономических процессов, как форма и содержание труда требует актуальное состояние российского общества. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к трудовому потенциалу работника, его образовательному и квалификационному уровню, профессиональным качествам. Российское общество находится в стадии серьёзных перемен под влиянием глобальных изменений в мировом пространстве. Подготовка квалифициро-
групп населения. В интерпретаци присутствует как технологический, так и социальный контекст, что порождает различия в толковании этого понятия. Наличие этих двух ракурсов в интерпретации профессии выражает, например, следующее определение: профессия - это «1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определённую совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; 2) большая группа людей, объединённая общим родом занятий»4.
В социологии профессий классической признаётся традиция интерпретировать профессию, возникшая в дискурсе англо-саксонской культуры. Она базируется на разграничении понятия «профессия» («profession») и «занятие» («occupation»). К профессиям относится престижная интеллектуальная деятельность, благодаря которой человек имеет респектабельное положение в обществе и соответствующий экономический статус. Традиционные профессии5 считаются некой моделью профессии, обладающей набором признаков (черт)6, которых лишены все остальные роды деятельности. «Важной характеристикой и англо-американских, и европейских, в том числе российских, социально идеализированных групп является то, что исторически им удалось перевести редкие ресурсы одного порядка - особое профессиональное знание и навыки - в социальные вознаграждения и сформировать статусные позиции»7.
На основе классической интерпретации термина сформировались стратификационный подход к исследованию профессии и профессионализма и
о
различные направления внутри него . В русле этого подхода профессионали-
4 Социология труда: теоретико-прикладной толковый словарь. М.; CI16., 2006. С.245.
5 Представителями традиционных профессий считаются врачи, юристы, церковные служители и преподаватели вузов. См.: Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социс. 2009. №8. С.37.
6 К таковым разные направления относят наличие собственной области знания, профессиональной этики, профессиональной автономии и пр. См.: Там же. С.38-39,41-43.
7 Там же. С. 44.
8 Там же. С. 36.
16
зация как социальное явление интерпретируется как «профессионализация группы», то есть достижение группой, монополизирующей экспертное знание на рынке труда, монополии своего статуса в социальной структуре (М.Ларсон)9. Понятие «профессионализация» в классическом понимании толкуется в контексте приобретения социальной группой некой автономности, как «процесс создания и контроля рынка определённых услуг, предоставляемых данной профессией, а в конечном итоге - стремление к достижению высокого статуса и восходящей мобильности самих профессионалов»10. Благодаря профессионализации группа оказывает властное влияние на социальные процессы, она относительно автономна от власти государства и капитала. Монополия профессиональной группы поддерживается системой обучения и формальной сертификации представителей профессии.
В отличие от прочих занятий профессиональная группа благодаря созданной ею монополии достигает привилегий в условиях труда на рынке труда, которые в целом приводят к модели закрытой корпорации со своей этикой, идеологией, профессиональными организациями. В контексте распространённой в дискурсе западной культуры с разделением на англосаксонскую и континентальную11 в классическом понимании профессии профессионализм интерпретируется как «особая система ценностей в сфере труда, которая определяет специфическую форму социального контроля в организации занятости и в положении на рынке труда отдельных высокостатусных профессиональных групп, предоставляющих экспертные услуги»12.
Понимание профессии, акцентирующее социальный, а не технологический компонент профессионализации деятельности, имеет классическое обоснование в работах П.Сорокина, посвящённых исследованию социальной
9 См.: Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социс.2009.Х«8.С.41.
10 Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: Пересмотр аналитических перспектив // Социс. 2009. № 8. С. 26.
11 См.: Попова И.П. Профессии и профессионализм в международной дискуссии // Социс. 2009. № 8. С. 52-57.
12 Там же. С.53.
17