Вы здесь

Эвристический потенциал концепции политической власти Макса Вебера

Автор: 
Игнатьева Ольга Анатольевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2012
Артикул:
305611
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................3
ГЛАВА 1. Концепция политической власти М.Вебера и современная социология..............................................................12
1.1. Реконструкция концепции политической власти
М.Вебера...............................................................12
1.2. Влияние концепции власти М.Вебера на социологию....................52
ГЛАВА 2. Методологическое значение концепции политической власти
Вебера (на примере Великобритании, Германии и России).................................................................89
2.1. Выявление фундаментальных структур влаетшлх
отношений..............................................................89
2.2. Анализ принципов реализация политической
власти................................................................122
2.3. Этические аспекты осуществления политической
власти................................................................154
Заключение............................................................174
Список литературы......................................................176
2
Введение
Актуальность темы.
Актуальность темы определяется несколькими обстоятельствами: во-первых. наследие классиков социологии в их современном прочтении расширяет возможности социологии в исследовании современного общества и его фундаментальных проблем, к которым относятся властные отношения. Во-вторых, разработка такой проблематики может позитивно повлиять на решение проблем институционализации российской теоретической социологии. Так, московский социолог A.B. Тихонов видит решение этой проблемы в разработке крупного общего теоретико-методологического проекта (Тихонов A.B. Отечественная социология: проблемы выхода из состояния преднауки и перспективы развития // Социс. 2011. № 6). Разработка данной темы способствует появлению такого проекта, вкладу в него, а значит и вкладу в российскую теоретическую социологию, в которой имеется дефицит теоретической коммуникации специалистов.
Данная реконструкция представляет собой концептуализацию идей Вебера с учетом генезиса, контекста их возникновения и проверки практикой.
Кроме теоретической актуальности обращение именно к политической социологии Вебера вызвано практической необходимостью, а именно: реформами в России, развитием ее политической системы и демократизации властных отношений, что требует теоретического осмысления и оценки. Поскольку сам Вебер был не только теоретиком власти, но и практическим политиком, то анализ его конкретно-исторических типов господства и рекомендаций, предложенный в данном исследовании, может принести практическую пользу.
Следовательно, теоретическая актуальность данной работы определяется особенностями современного этапа развития социологии, в том числе российской, а практическая актуальность связана с возможностью
3
понимать ... «практическую» оценку доступного влиянию наших действий явления как достойного порицания или одобрения»16.
Следует отметить, что социологическая методология Вебера содержит ряд противоречий, который затрудняют ее использование другими исследователями. Например, Вебер пытается обосновать возможность использования индивидуализирующего принципа образования понятий в социологии, хотя, но мнению Г.Риккерта, для нее, как естественнонаучной дисциплины («социальная физика») применяется генерализирующий принцип образования понятий. Вебер определяет идеально-типическую конструкцию и как умозрительное построение, и как обобщение эмпирического опыта17. В разделе «Основные социологические понятия» сборника «Хозяйство и общество» метод понимания обозначается ученым и как «объясняющее понимание», и как «понимающее объяснение». «Большое заблуждение приписывать Веберу идею о том, что объяснение и понимание -методы, которые абсолютно независимы и противоположны друг другу. Так он часто ассоциирует их в одном и том же проекте либо как интерпретативное объяснение (verstende Erklärung), либо как объясняющую интерпретацию (erklärendes Verstehen)»18.
Стиль изложения Вебера сложен и иногда нелогичен, т.е. вывод не следует из посылок или посылки не связаны между собой. Например, возьмем предложение, в котором ученый пытается обосновать необходимость установления плебисцитарной демократии в работе «Будущая государственная форма Германии»: «Если же такой роспуск произойдет и тем самым отпадет возможность настоящего имперского парламентаризма -поскольку за контролируемое отдельными парламентами голосование в Бундесрате имперские министерства не несут парламентской
1Г’ Всбср М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006. С. 415.
17 Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М. 1991. С. 46.
,s Freund J. German Sociology in the Time of Max Weber // A History of Sociological Analysis. London, 1979. P. 169.
17
ответственности перед имперской народной палатой (Рейхстагом) - то очень многое как раз говорит в пользу установления плебисцитарного рейхспрезиденства»19. Итак, здесь присутствуют две посылки (причины), которые «слеплены» в одно целое: 1). «Голосование в Бундесрате
контролируется парламентами земель», 2). «Имперские министерства не несут парламентской ответственности перед имперской народной палатой (Рейхстагом)». Вывод Вебера из них о том, что плебисцитарная демократия - лучшая форма правления не очевиден; он говорит лишь о личной позиции автора. На сложный стиль изложения Вебера, логические неточности и слабую структуризацию работ указывают многие исследователи его творчества, в том числе Марианна Вебер и В.Моммзен. «Вебера нельзя назвать системным теоретиком, творцом некоего концептуального синтеза... Сама же концепция классика немецкой социологии предстает перед изучающими его творчество как своего рода «нецентрализованная паутина», как сложный узор, в рисунке которого угадываегся единая манера и стиль, но
не обнаруживается того, что можно было бы назвать геометрически
- 20
регулярной симметрией» .
Прежде, чем приступить к характеристике основных структур политической власти (типов господства), необходимо указать содержание понятий власти, господства и легитимности в трактовке М.Вебера. Итак, власть, по его мнению, - «шанс в рамках социальных отношений провести личную волю вопреки желанию другого»21. Вебер полагает, что господство -более социологически точное понятие, так как оно подразумевает повиновение приказу в рамках ассиметрических отношений. «Господство -шанс, что приказ определенного содержания вызовет повиновение данной группы людей»22. При этом он уточняет, что господство не означает
19 Вебер М. Будущая государственная форма Германии // Политические работы. М., 2003. С. 387.
20 Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. М., 2007. С. 213-214.
21 Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. Tübingen, 1972. S. 28.
22 Ebd. S.28.
18