Вы здесь

Древнерусские шитые пелены под иконы. XV - XVI вв. Типология, функция, иконография

Автор: 
Петров Арсений Сергеевич
Тип работы: 
диссертация кандидата искусствоведения
Год: 
2008
Артикул:
172173
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................3
Глава I. Пелены под иконы в византийских храмах. Данные византийских письменных и изобразительных источников. Сохранившиеся памятники...............................................................21
Глава П. Типология и функция древнерусских подвесных пелен. Пелены в иконостасе, аналойные, в религиозных процессиях.........................50
Глава III. Иконография древнерусских подвесных пелен. Соотношение изображений на иконе и подвесной пелене. Иконографические варианты. Надписи на пеленах......................................................68
Глава IV. Древнерусские шитые пелены XV-XVI веков.......................85
Заключение............................................................150
Литература.
Источники.
Список сокращений.
Приложение. Древнерусские пелены XV-XVI веков. Каталог.
3
ВВЕДЕНИЕ
Древнерусское лицевое шитьё представляет собою одну из самых своеобразных разновидностей искусства Средневековой Руси. Произведения шитья были неотъемлемой частью убранства православного храма: плащаницы, по'кровцы на литургические сосуды, «воздухи», ткани для покрытия престола и аналоя, тканые и вышитые украшения икон, части облачений священников и архиереев - всё это создавало сложный, красочный, символически насыщенный ансамбль, корреспондирующий с другими элементами церковного убранства.
Искусство лицевого (т. е. с изображением «лиц», человеческих фигур) шитья было на Руси чрезвычайно развито, в основе чего лежит не только следование византийской традиции, но, возможно, и реминисценции древнейших, ещё дохристианских, славянских обычаев. В составе имущества русских храмов и монастырей до нас дошло большое количество замечательных произведений шитья, хотя несравненно большее их число упоминается в древних монастырских и храмовых описях. Собрания России по богатству этого художественного наследия едва ли не превосходят коллекции в других странах православного мира, включая Грецию, южнославянские государства и славящуюся своим шитьём Румынию.
В силу специфики подхода отечественной науки советского периода к средневековому искусству, древнерусское шитьё исследовалось преимущественно с точки зрения исторических обстоятельств создания памятников, имён заказчиков, стиля и техники исполнения, но осталось слабо изученным с точки зрения символики, функции и иконографии отдельных категорий произведений, многообразия их связей с культурой того или иного исторического периода. В этом отношении исследование древнерусского шитья отстаёт на данном этапе от изучения древнерусской живописи, в частности стенописей и икон.
приложения к диссертации «Древнерусское лицевое шитьё XV - XVII вв. в коллекциях музеев Вологодской области», защищённой в 1982 г .
На протяжении второй половины XX в. происходила важная работа по публикации музейных коллекций лицевого шитья. Произведения из собрания Русского музея стали частично доступны исследователям благодаря работам Л.Д. Лихачёвой34. Наиболее значимые памятники из собрания Сергиево-Посадского музея были изданы Т.Н. Маиушиной35. Начало XXI в. ознаменовалось выходом каталогов собраний шитья Новгородского музея (Е.В. Игнашина)36 и Музеев Московского Кремля (H.A. Маясова)37, в которых значительное место занимают шитые пелены.
С конца 1980-х гг. в изучении русского средневекового искусства появляются новые подходы, усиливается внимание к иконографии и функции произведений, что коснулось и древнерусского шитья, включая подвесные пелены.
Обращение к древнерусским письменным источникам теперь стало осуществляться не только с целью исключительно атрибуции произведений шитья, но и с намерением, выяснить характер использования тех или иных предметов. Подобные исследования по отношению к памятникам шитья впервые в 1990-ые гг. были проведены В.А. Меняйло, проанализировавшей
33 Хлебникова H.A. Древнерусское лицевое шитьё XV - XVII вв. в коллекциях музеев Вологодской области. Дне. канд. иск. М., 1982.
34 Лихачева Л.Д. Древнерусское шитьё XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980. К сожалению, в этом каталоге далеко не все произведения оказались снабженными иллюстрациями. См. также другие публикации Л.Д. Лихачевой: Плешакова И.И., Лихачева Л.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., 1985. Кат. 44, 47-50, 103 и др.; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. Кат. 163, 164, 167; Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 81, 136 и др.
35 Манушииа Т.Н. Шитьё Древней Руси в собрании Загорского музея. М., 1983.
36 Игнашина Е.В. Древнерусское орнаментальное и лицевое шитьё в собрании Новгородского музея: Каталог. Великий Новгород, 2003.
37 Маясова H.A. Древнерусское лицевое шитьё: Каталог. М., 2004.
17
сведения неизданных описей Иосифо-Волоколамского монастыря и опубликовавшей из них много ценных сведений'58.
Особое место в современной науке занимают работы A.B. Силкина. В его исследованиях древнерусского шитья произведения рассматриваются не обособленно, лишь как памятники искусства или истории, а в их связи с общей храмовой декорацией и богослужением. Вопросы датировки и атрибуции пелены «Успение Богоматери» (РИАМЗ) разбираются учёным в публикации собрания шитья Рязанского музея-заповедника39.
Монография И.А. Стерлиговой, вышедшая в свет в 2000 г., оказалось очень важной для понимания смыслового и художественного единства того ансамбля, который складывался в древнерусском храме из иконы и окружающего её убора10. 11ервостепенное место в книге уделяется вопросам, связанным с реконструкцией драгоценных окладов древних: образов, осмыслению их литургического и социального содержания, но затрагивается и вопрос о служивших иконе тканях.
В последние годы опубликовано несколько статей, представляющих монографическое исследование отдельных пелен с особым вниманием, к разбору их иконографии. К ним относится публикация Л.М. Евсеевой об известной, интересовавшей ещё М.В. Щепкину пелене «Поклонение Богоматери Одигитрии», в композиции которой исследовательница, следуя традиции исторического подхода к этому памятнику, предложила видеть воспроизведение обряда венчания1 на великое княжения Дмитрия, внука
38 Меняйло DA. Художсстнсииое шитье и храмах Иосифо-Волоколамского монастыря в перзой половине XVI века// Государственный историко- культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. 10. Древнерусское художественное шитьё М., 1995. С. 14-25. См. также Меняйло В.А. Идейно-художсствснныс движения в русской живописи конца XV - начала XV! в. Автореферат кандидатской диссертации. Москва, 1991. С. 21-22.
39 Сиякин А В. Лицевое шитьё // Искусство рязанских земель. Авт.-сост. Н.В. Дмитриева, Г.С. Клокова, A.B. Силкнн. М., 1993. С. 105, 112.
40 Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI - XIV веков: Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.