— 2 —
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 5
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Английская репродукционная гравюра XVIII века. Пути развития и художественные особенности
1.1. Становление английской национальной школы репродукционного эстампа ............................... 37
1.2. Бытование гравюры в профессиональной среде ............ 43
1.3. Эволюция художественных техник
и основные мастера гравюры.............................. 50
1.4. Общность творческого и издательского процессов.
Деятельность Д. и Дж. Бойделлей ........................ 69
ГЛАВА ВТОРАЯ
Английская школа эстампа в книжном искусстве XVIII века
2.1. Состояние станковой и книжной гравюры в пространстве изобразительного искусства эпохи........................ 84
2.2. Эволюция английского книжного искусства восемнадцатого столетия................................. 89
2.2.1. История формирования собрания иллюстрированных английских изданий в фондах Российской
национальной библиотеки................................. 89
2.2.2. Основные тенденции в развитии английского книжного искусства XVIII века ...................... 93
2.2.3. Новое в английском типографском
и книжном искусстве XVIII века • 95
— 3 —
2.3. Особенности развития репродукционной гравюры
в жанровом многообразии английских книг ............... 100
2.3.1. Оформление произведений художественной литературы ........................................ 100
2.3.2. Искусство научной книги........................ 104
2.4. Репродукционная гравюра в изданиях по изобразительному
и декоративно-прикладному искусству.................... 114
2.4.1. Художественные особенности оформления изданий
по изобразительному искусству ......................... 114
2.4.2. Репродукции в изданиях по живописи, рисунку
и декоративно-прикладному искусству ................... 116
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Английский архитектурный увраж XVIII века как явление книжного искусства
3.1. Художественное своеобразие искусства
архитектурных книг .................................... 125
3.2. Формирование традиций в искусстве оформления исторических архитектурных книг ....................... 129
3.2.1. Книги британских палладианцев................... 129
3.2.2. Архитектурно-археологические увражи............. 134
3.2.3. Ориентализм в британских
архитектурных книгах .................................. 140
3.3. Английская архитектура XVIII века в книге
и в гравюре ........................................... 144
3.4. Культурно-исторические условия распространения английских архитектурных увражей в России.................... 154
3.4.1. Книжные собрания русских архитекторов
XVIII века ............................................ 155
3.4.2. Переводы на русский язык английских архитектурных книг ................................ 157
— 38 —
известный своими воспроизведениями полотен старых мастеров. При дворе Георга III. Дориньи репродуцировал картоны Рафаэля для шпалер из дворца Хэмптон-Корт (Прил. II, № 40). По возвращении в Париж Н. Дориньи возглавил работу французских мастеров «исторической гравюры» (Н. Лармессена, Н. Кошена, Ф. Леба), работавших по заказам из Великобритании. В Англии сюита гравюр с картонов Рафаэля стала настолько популярной, что была повторена еще одним французский мастером на английской службе — Симоном Грибели-ном (Прил. И, № 41).
Искусство мастеров французской классической школы (Ш. Дюпюи, Н. Пинье, С.-Ф. Равене, Б. Барона, Л.-Ж. Скотена), обосновавшихся в Лондоне в первой половине XVIII века, оказало влияние на становление английской репродукционной гравюры резцом и офортом. К середине столетия сложилась британская школа пейзажной гравюры, у истоков которой стоял французский офортист Ф.Виварес, много лет живший в Англии. Не меньшее влияние на искусство английской книги оказала творческая и педагогическая деятельность Г.-Ф. Бургиньона. В Лондоне Бургиньон, прозванный за свое мастерство «Гравело», с 1732 по 1746 год преподавал искусство рисунка и гравюры в Академии Дж. Торнхилла. Почти все английские художники книги рококо были его учениками.
Следующим по значимости влияния на генезис английской школы гравирования были работы голландских мастеров черной манеры (В. Виссинга, Я. вандер Ваарта, П. ван Блека и других), создавших в Англии множество портретных, мифологических, библейских, жанровых листов. Кроме того, в Лондоне выходили и гравюры классическим резцом — архитектурные и пейзажные листы голландцев Б. Пикарта, Й. Кипа, Л. Ниффа, портретные — М. ван дер Гюхта.
Еще в первой трети XVIII века сами англичане предпочитали приобретать репродукционные листы современных итальянских и фран-
— 39 —
цузских мастеров или антикварные работы немецких, нидерландских и итальянских граверов Возрождения. «И, если Англия не может предъявить права на изобретение гравюры, то мы сможем далее представить ее права на то, что своими первыми учителями она справедливо считает старых немецких и итальянских мастеров»,— писал в 1785 году историк гравюры Дж. Стратт.1 [Здесь и далее все цитаты в переводах автора, кроме особо оговоренных случаев.— И. JI.]
Британские знатоки, коллекционеры и поклонники искусства создали «Общество виртуозов» (1689) и «Общество дилетантов» (1734). Знатные «virtuosi» и «dilettanti» называли себя так, потому что они отдавали предпочтение античному и итальянскому искусству, в том числе и гравюре. Именно члены «Общества виртуозов» пригласили в Англию Н.Дориньи для репродуцирования картонов Рафаэля. Члены этих обществ устраивали выставки предметов из своих коллекций, финансировали поездки молодых художников в Италию. Английские знатоки искусства ратовали за создание системы высшего художественного образования. В 1753 году они обнародовали проект устройства школы с учебным музеем и галереей слепков из частных коллекций.
История британского эстампа 1730-1760-х гг. связана с именами граверов, получавших профессиональное образование в Академии художеств Джеймса Торнхилла в переулке Св. Мартина в Лондоне. Еще в начале века живописец и педагог Дж. Торнхилл пытался провести через парламент закон об учреждении Академии художеств, но потерпел неудачу. Тогда он открыл в своем доме в переулке Св. Мартина художественную школу, назвав ее Академией. В систему обучения входили рисунок со слепков «антиков», копирование картин, которые хранились в музее Академии. Кроме того, студенты должны были создавать и самостоятельные произведения на библейские, мифологические, исторические и литературные сюжеты. Из настав-
- Киев+380960830922