ТОМІ
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ ВЕРОВАНИЯ РУССКОГО НАРОДА В ИХ ИСТОРИЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ..................................«.........................17
1.1 Дохристианские (языческие) религиозные представления восточных славян. Древние земледельческие календари................««........................................... . 21
1.2 Воздействие христианизации Руси на календарную обрядность....................... 32
1.3 Проявление «двоеверия» в русском народном календаре .....................«.......37
1.4 Древние письменные источники о формах национальной религиозности и календарных обрядах.««....«.«.««.«...«.««....«...«.«.««....«««.«.«, 48
1.5 Отечественная и зарубежная мысль о русской религиозности........................ 55
ГЛАВА ВТОРАЯ КОРЕЛЛЯЦИЯ МУЗЫКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ С ХАРАКТЕРОМ МАГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ..............................................69
2.1 Предсказательная магия..................................... «««......«..„.«.««...74
2.2 Ворожба................—.......................................................................................................90
2.3 Охранительная магия ........................................................... 100
2.4 Продуцирующая магия.......................................................... Л20
2.5 Ритуальный срам .......................................................... 136
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПУТИ И СПОСОБЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МУЗЫКИ РУССКОГО АГРАРНО-ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРАВОСЛАВИЯ 152
3.1 Традиционные (дохристианские) стилевые элементы в народной музыке и песнопениях, приуроченных к православному календарю.............................. 152
3.2 Музыкальные пародии на православное богослужение в условиях народного календаря
200
3.3 Поздние православные черты и стилистика городской песни в жанрах календарной приуроченности............................................................... 225
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................240
БИБЛИОГРАФИЯ...........................................................................247
2
ВВЕДЕНИЕ
Русская народная музыкальная традиция тесно и неразрывно связана с национальными верованиями. Многие песни и инструментальные мелодии непосредственно сопутствуют определенным ритуалам, обрядам, а также прямо выражают чувства людей, обусловленные религиозными представлениями. Кроме того, религиозные настроения проявляются в народной музыке косвенно, опосредованно, например, при помощи лирического высказывания. И в том, и в другом случае музыка оказывается сильным и действенным средством выражения тех эмоциональных состояний, которые переживают люди в связи со своими религиозными убеждениями.
Духовное развитие общества с древнейших времен определялось рядом факторов: историко-этнических, географических, хозяйственных, культурных. Среди них весьма значительным был фактор религиозный. На протяжении истории восточных славян, а позже - Киевской Руси, Московского царства и Российской империи смена верований и их напластование сыграли значительную роль в процессе зарождения и трансформации многих русских народных обрядов и, что особенно важно для нас, музыкальных жанров.
Актуальность настоящего исследования состоит в необходимости пристального изучения русского музыкального фольклора в контексте национальных верований именно в настоящее время.
Во-первых, советский период (1917-1985) нанес колоссальный ущерб, как русскому фольклору, так и религиозным верованиям. Поэтому, следует ускорить собирание и изучение тех музыкально-этнографических материалов, которые память народная еще сохранила.
Во-вторых, после распада СССР и образования СНГ достаточно остро встала проблема национального, сменив установку на интернациональное. Процесс духовного возрождения России теснейшим образом связан с сохранением русской национальной культуры, важной и существенной частью которой являются музыкальный фольклор и традиционные верования.
В-третьих, изучение русского музыкального фольклора в связи с религиозными представлениями нашего народа может способствовать нравственному воспитанию молодого поколения. Для нас существенно, каким образом и в дохристианских, и в христианских верованиях выражаются этические и эстетические идеалы народа. На этих
3
события жизни Иисуса Христа, Богородицы и Святых. Этот календарь состоігг из нескольких кругов: суточного, седьмичного, месячного, годового. Кульминационный этап аграрного круга - это время Жатвы (июль-август). В то же время праздником праздников и торжеством из торжеств православного человека является Светлое Христово Воскресение - Пасха (апрель-май). Кроме того, шумное и разгульное, с пением и объеданием празднование Коляды, порицаемое царем Алексеем Михайловичем как бесовское, совпадает с христианским праздником Рождества Христова. А радостный обряд Встречи весны приходится на день поминовения Сорока Мучеников Севастийских. Совершенно противоречащим христианскому настроению скорби в период Великого поста может показаться вождение «постовых» «говеенских» хороводов на Юге России - в Белгородской и Курской областях. Примеры кардинального отличия обрядов языческого и православного календарей находим в ряде трудов отечественных исследователей.111
И все же синкретизм «двоеверия» привел к тому, что в народе отмечают праздники обеих традиций. Приведем сопоставление наиболее важных языческих обрядов и христианских дат:
Языческие обряды Христианские латы
Встреча весны. Жаворонки. День Сорока мучеников. Сороки.
Велик день. Светлое Христово Воскресенье. Пасха.
Егорьсв день (Вешний) День Гсоргия Победоносца.
Похороны стрелы. Вознесение.
Семик. Русальс. День Святой Троицы
Иван Купала. Рождество Иоан на Предтечи.
Перунов день. День Ильи Пророка.
Осешпсьг. Рождество Пресвятой Богородицы.
Коляда. Даждьбожий день. Рождество Христово.
Масленица. Сырная седьмица.
Собиратели Х1Х-ХХ1 вв. об обрядовых формах
«двоеверия» _ , ^ ,А
__________________________ Данные музыкально-этнографических экспедиции 60-
70-х годов прошлого столетия свидетельствуют о конкретных формах сочетания
111 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу в Зх т. (М., 1995); Даль В.И. Месяцеслов, суеверия, приметы, причуды, стихии. Пословицы русского народа (М., 1992); Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия (М, 1880); Коринфский A.A. Народная Русь (М., 1995); Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси (М., 1997); Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила (М., 1996); Сахаров И.П. Сказания русского народа (М., 1989); ГалькОБСкии Н.М. Борьба христианства с остатками язычества (Харьков, 1916); Пропп В .Я, Русские аграрные праздники (М, 2000); Миль ков В.В., Пилюгина Н.Б. Христианство и язычество: проблема двоеверия. Введение христианства на Руси (М., 1987) и др.
45
православной и традиционно-крестьянской обрядности в современных русских селах в пограничных зонах с Украиной и Белоруссией. По большим христианским праздникам жители того или иного села натощак направлялись в церковь. В конце богослужения причащались. После чего, вернувшись домой, устраивали обильную трапезу с возлияниями. Затем, около полудня, выходили на определенное установленное обычаем место, чаще всего - на центральную площадь перед административными зданиями, перед клубом, либо перед церковью, и начинали гуляние с песнями, плясками, продолжавшееся до поздней ночи.
В брянских, селах под Клинками даже в наши дни на Вознесение сначала в скромных одеждах женщины с утра идут в церковь (местным мужчинам посещать храм по праздникам не принято). Устраивается крестный ход вокруг церкви с выносом плащаницы. Прихожане поют церковные песнопения в академической манере. Вернувшись из церкви, переодеваются в народные красочные костюмы, обедают и выходят на улицы, собираясь группами. Вслед за тем с обрядовыми песнями, исполняемыми зычно, громко, сходятся к краю пшеничного поля и устраивают обряд похорон стрелы: закапывают, например, палочку, завернутую в носовой платок, среди злаков. При этом в селе Рудня-Воробьевка женщина, которой поручено совершить такие обрядовые действия, крестится на все четыре стороны и приговаривает: «Многая лета всем! И чтобы урожай был хороший»112.
На Троицу даже в Москве церкви украшают березовыми ветвями - отголосок языческого поклонения русалкам у березы.
В 15 километрах от села Большое Игнатово (Мордовия), которое мы посетили в 2003 году с паломнической миссией Государственной академии славянской культуры «Путь к Преподобному Серафиму», находится местечко, называвшееся Старцев Угол. Там после революции скрывались от властей монахи из разоренных монастырей. У них был и свой храм. Согласно преданию, однажды ночью, когда прибыли солдаты для ареста, монахи горячо молились в своем храме, и он неожиданно ушел под землю. На этом месте забили три источника. Они освящены. Возле одного из них построена часовня. Рядом стоит крест с надписью: «Старцев угол». А на месте ушедшего под землю храма находится холм, который увеличивается с каждым годом, и у местных жителей есть обычай обходить вокруг него с молитвой. На соседних с источниками деревьях завязаны обетные ленты и лоскутки. Поразительно, как языческая традиция украшения «древа
1,2 Материалы экспедиции МГК им. П.Н Чайковского в Брянскую область в 1994 г. под руководством Н.М. Савельевой.
46
- Киев+380960830922