Вы здесь

Институциональный механизм профессиональной социализации молодых специалистов в современном российском обществе

Автор: 
Мигачева Марина Васильевна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2008
Количество страниц: 
211
Артикул:
191907
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

У
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования 13 процесса. профессиональной социализации молодых специалистов в современном российском обществе
1.1. Специфика и основные факторы профессиональной 13 социализации в период институциональной трансформации
1.2. Социальное взаимодействие молодых специалистов и агентов 34, профессиональной социализации
1.3. Механизмы и критерии оценки процесса профессиональной 51 социализации молодых специалистов
Выводы по главе I 63.
Глава II. Социологический анализ процесса профессиональной 69 социализации молодых специалистов< в региональном профессиональном сообществе
2.1. Факторы профессиональной социализированности молодых 69 специалистов в региональном профессиональном сообществе
2.2. Оценка агентами профессиональной социализации факторов, 107 влияющих на процесс профессиональной социализации молодых специалистов
2.3. Оценка агентами профессиональной социализации навыков и 130 умений молодых специалистов как критерий их профессиональной социализированности
Выводы по главе II . 148
Заключение 153
Библиография 157
Приложения 174
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием значимости профессиональной социализации молодых специалистов в современном российском обществе. Социальный институт профессиональной социализации молодых специалистов,
институционализировавшийся в советском обществе, оказался в кризисе и подвергается социально-экономической трансформации, связанной с переходом от плановой нерыночной экономики с административно-командной системой управления к капиталистической экономике, основанной на неолиберальных принципах организации и участия. Реставрация в России институтов наемного труда, рыночного хозяйства и рынка наемной рабочей силы детерминировала изменение* институциональных оснований института профессиональной социализации, предопределила неизбежность.его институциональной трансформации.
В изменившихся условиях социальной и социально-профессиональной, среды изменились базисные институциональные характеристики профессиональной социализации молодых специалистов, что обусловило различия в программах профессиональной социализации молодых специалистов советского и постсоветского периода развития российского^ общества. Традиционный механизм профессиональной социализации; связанный с деятельностью агентов первичной социализации, в силу своей специфической устойчивости, оказался в меньшей степени подверженным социальным изменениям 90-х годов XX века, чем институциональный механизм, связанный с деятельностью агентов вторичной профессиональной социализации. Поэтому изменения институциональных характеристик и' факторов профессиональной социализации и профессиональной социализированности, детерминирует актуальность исследования институционального механизма профессиональной социализации молодых специалистов в современном российском обществе.
сущности и специфики профессиональной социализации более сложная ситуация. Так, например, анализ публикаций одного из- ведущих периодических социологических изданий нашей страны «Социологические исследования» за последние пять лет показывает, что данной теме посвящены буквально единичные работы. И это скорее свидетельство не разработанности темы, чем ее низкой актуальности.
В последние годы теме профессиональной социализации посвящено ряд диссертационных исследований, в частности работы Р: Г. Минзаринова, Л. Э. Пробст, Л. В. Морозовой, И. И. Митрофановой [133, 136, 142, 164].
В- названных работах рассмотрению подлежит процесс профессиональной социализации в системе образования. Не умаляя-достоинств и важности, представленных диссертационных исследований, затрагивающих вопросы начальной профессиональной социализации, необходимо-подчеркнуть, что они не касаются вопросов профессионального старта молодого специалиста, особенностей первого трудового найма. Кроме того, не рассматриваются противоречия начальной и продолженной профессиональной социализации, фактор плохой осведомленности выпускников о специфике реального профессионального сообщества. В учреждениях профессионального образования в последние годы сформировалась специфическая возрастная структура преподавательского состава. Существуют свидетельства о неравномерном распределении профессорско-преподавательского состава, по возрастным, группам, среди, которых наиболее полно представлены предпенсионные, пенсионные возрастные категории и молодые преподаватели до 35 лет. Очевидно, что существует определенный пробел в виде отсутствия или- весьма*, малого представительства среднего, причем одного из наиболее продуктивных возрастов. С точки зрения профессиональной социализации данная ситуация неблагоприятна тем, что для старших возрастных групп свойственны нормы, ценности, установки, сформированные при совершенно ином социально-экономическом укладе жизни. А для категории молодых преподавателей
характерным стало включение в преподавательскую деятельность без опыта работы в области полученной специальности, т.е. они фактически не знают специфики профессионального сообщества, для которого готовят кадры. Ситуация усугубляется в большинстве случаев формальностью прохождения производственной практики, т.к. с одной стороны, учебное заведение при дефиците финансирования пытается сэкономить средства, предусмотренные на оплату предприятиям и организациям. В свою очередь предприятия и организации за редким исключением не заинтересованы в отвлечении-персонала на обучение и наставничество для судентов-практикантов на бесплатной основе.
В диссертационном исследовании А. В. Морозовой для исследования-сущности и особенностей профессиональной социализации молодых специалистов используются и представляют интерес сформулированные определения и уровни дифференциации изучаемого процесса [142].
По мнению А. В. Морозовой, понятие профессиональной социализации* в широком смысле слова представляет собой процесс развития* адаптационно-интегративных характеристик личности в рамках той составляющей общссоциализационного процесса, который создает потенциал горизонтальной и вертикальной мобильности в сфере трудовых отношений на всем жизненном пути индивида. Профессиональная социализация в узком смысле слова рассматривается в границах определенной социально-профессиональной группы и имеет «узкую» профессиональную направленность [142].
Профессиональная социализация является многофакторным щ многоуровневым процессом усвоения индивидом профессиональной, культуры общества, его интеграции в профессиональную систему путем передачи профессиональных ценностей, традиций, норм профессионального поведения. Реализация этого процесса на различных этапах жизненного пути индивида (детство, юность, молодость, зрелость и старость) имеет свои особенности. Специфика процесса профессиональной социализации молодых