Вы здесь

Негосударственное образование в системе высшей школы в современной России

Автор: 
Беленова Ирина Анатольевна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2007
Артикул:
191973
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследовании системы 14
образования
1.1. Институт образования в социальной структуре 14
общества
1.2. Негосударственное образование как объект 36
социологического исследования
1.3. Развитие негосударственного образования в России 56
Глава 2. Состояние и тенденции развития негосударственного 80 образования в системе высшей школы современной России
2.1. Современное состояние негосударственного 80 образования в России и за рубежом
2.2. Тенденции развития негосударственного образования в 94 системе высшей школы
Заключение Список литературы Приложения
138
143
160
Введение
Актуальность исследования негосударственного образования в России вызвана потребностью целостного научного осмысления его специфики, роли и места в системе образования в целом, обоснования перспективных направлений и эффективных механизмов его функционирования.
Социально-экономические и политические изменения, произошедшие в Российской Федерации с 1992 года, затронули всю систему социальных институтов, в том числе и институт образования; привели к увеличению спроса на количество и качество образовательных услуг, которые государственная система образования не могла удовлетворить в полной мере из-за сокращения бюджетных ассигнований. Противоречие между увеличивающимися образовательными запросами и возможностями их удовлетворения только на государственной основе явилось одной из причин, объективно обусловивших появление негосударственного сектора в системе образования.
Нормативной базой трансформации образовательной сферы на начальном этапе стал закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (затем его новая редакция от 13 января 1996 г.), в котором была обоснована правовая база создания негосударственного сектора образования. Однако механизмы реализации негосударственного образования, не были разработаны. При этом негосударственное образование как социальный феномен до сих пор не получило целостной научной разработки, не выявлены его перспективы, оптимальные формы, не разработана концепция его развития.
Сам факт появления и развития сектора негосударственных учебных заведений в современной России свидетельствует о том, что они востребованы обществом, восполняют дефицит потребности в образовании, способствуют воспроизводству образованной части общества. А граждане, оплачивающие образование, в немалой степени снимают бремя финансирования образования со стороны государства.
Имеющийся опыт свидетельствует о том, что негосударственное профессиональное образование обладает способностью оперативно реагировать на запросы потребителей, на изменение требований рынка
16
- категория здравого смысла, для которого общество эквивалентно национальным границам государств1.
В целом все рассматриваемые определения (и в философии, и в социологии) не могут претендовать на абсолютную истину, а выражают определенные грани той сложной реальности, которая определяется термином «общество». Из всех определений общества важно то, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого большого.
Для всякого общества характерна упорядоченность, которая возникает вследствие того, что некоторые ценности становятся общими для тех или иных групп людей. Таким образом, ценности - определяющие моменты упорядоченности общественного целого, его структуры.
Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта . Под структурой общества понимают его относительно устойчивые связи и отношения, обладающие определенной спецификой и, следовательно, отличающиеся друг от друга.
Структура любого общества неоднородна, она четко стратифицирована. Круг современных общественных наук дает представление о типах общественных связях и отношениях. Так, выделяют экономические, политические, социальные, этнические, правовые, эстетические, этические, религиозные аспекты общества.
В диссертации имеет смысл говорить о социальной структуре общества. Философское содержание этого понятия сводится к тому, что принцип структуризации общества, выделение в нем тех или иных элементов и их иерархии во многом определяет положение и роль человека в историческом процессе, диапазон его возможностей и смысл существования3.
В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимается всевозможное деление
1 Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. «Словарь по социологии» - Лондон, 2000.
' Кравченко А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов. - М., 2002. С.71,
2 Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (издание 5, пер.и лоп.) - Ростов н/Д, 2003.
17
общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление.
Существует и другой - более узкий - подход, когда анализируется социальная стратификация и социальная дифференциация, под которыми понимаются все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности1. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.
В научном обиходе социологов широко употребляются два термина: структурация и структуризация2. Понятие «структурации» было введено Э. Гидденсом и характеризует взаимную зависимость человеческой деятельности и социальной структуры. Гидденс не противопоставляет понятия структурации и структуризации друг другу, а рассматривает их как составляющие одного целого, где каждый акт воспроизводства есть и акт производства, в котором общество создается заново в ранее неизведанных обстоятельствах.
Структуризация общества - это аксиоматическое утверждение, основанное на том, что любая система имеет структуру, поэтому общество как метасистема имеет собственную структуру. Но поскольку общество - это метасистема, то выявление и изучение социальной структуры зависит от принятой исследователем изначальной точки отсчета и от собственных мировоззренческих позиций исследователя. Другими словами, в метасистемах построение структурного каркаса практически можно начать с любой точки. Другое дело, какого уровня структуры обозначит данный исследователь.
1 Тошен ко Ж.Т. Социология. Обший курс. 2-с изд., доп. и перераб. - М., 1999. С. 169.
2 Шаронова С.Л. Универсальные константы института образования - механизм воспроизводства общества: Монография. - М., 2004. С. 132.
3 Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. - Казань, 1997.