Вы здесь

Особенности интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автор: 
Меринова Валентина Николаевна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2007
Количество страниц: 
176
Артикул:
192080
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СТРУКТУРА РАБОТЫ
Введение.........................................................3
Глава 1. Лица с ограниченными возможностями здоровья как особая социальная группа на современном этапе развития Российского общества........................................................14
1.1. Инвалидность как социальный феномен: теоретико-методологические основы исследования ..........................................14
1.2. Комплексная реабилитация как основной путь интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе ..............................................................38
Глава 2. Роль современных реабилитационных технологий в процессе интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество ..68
2.1. Основные виды реабилитации лиц с офаниченными возможностями
здоровья и их интефативные возможности ....................... 68
2.2. Особенности внедрения инновационных социальных технологий
реабилитации детей-инвалидов на региональном уровне...........100
Заключение......................................................118
Библиофафический список.........................................124
Приложения......................................................143
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях реформирования социальной системы в России и изменения содержания социальных структурных взаимозависимости, рост инвалидности и смертности, ухудшение здоровья населения стали рассматриваться как общенациональная проблема, требующая комплексного решения. Так, за последние 6 лет число инвалидов в России увеличилось в 2,5 раза и в настоящее время составляет более 10 миллионов человек, из которых около 500 тысяч - дети-инвалиды. Ежегодно в стране впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50 % трудоспособного возраста. Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения различных реабилитационных мероприятий для интеграции их в общество.
Научный интерес к исследованию процесса интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество в современных условиях определяется целым рядом объективных оснований.
Во-первых, с середины 90-х годов актуализировалась проблема адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья к рыночным отношениям, новым социально-экономическим условиям, что и потребовало научного осмысления происходящих процессов.
Во-вторых, процесс инвалидизации общества приводит к необходимости поиска путей преодоления как физического, так и психологического состояния инвалида. Рассматривая лиц с ограниченными возможностями здоровья через призму современной социальной структуры, видно, что сегодня они относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше, они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой
3
очередь, субъектом труда, познания и общения [183, с. 102]. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Социологические исследования, проводимые под руководством В.А. Ядова, определили вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения человека. Проблема ценностных ориентаций и, соответственно, ценностей становится актуальной, когда исследователь переходит от рассмотрения личности так сказать в статике, с точки зрения ее структуры, к анализу функционирования личности, ее деятельности поведения. Поэтому проводимое нами исследование, объектом которого является инвалид, позволит рассмотреть его как особый индивид, требующий определенного индивидуального подхода, а также создания необходимых условий интеграции его в общество.
Латинское слово «invalid» означает непригодный и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности.
Определение понятия инвалидности дает Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности (т.е. полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью), и вызывающее необходимость его социальной защиты [26, с. 3].
Представление о сущности инвалидности как медико-социальном процессе представлено в рекомендации 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г.: «Инвалидность - ограничение в возможностях, обусловленное
16
физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в «жизни семьи или общества, на таких же основаниях, как и другие члены общества» [2, с. 3]. В данном определении подчеркивается именно фактор неполной реализации прав и свобод определенной части граждан.
Исследуя феномен инвалидности, следует указать на аксиоматический тезис о том, что любой здоровый человек может стать больным, а вследствие этого и инвалидом. Человеческая психика старается всячески отгородиться от этой потенциальной опасности, поскольку иначе жизнь может превратиться в пролонгированное ожидание жизненного риска.
Этого можно достичь различными способами: например, с помощью вытеснения, сублимации, или посредством социокультурных механизмов, таких как, создание специализированных учреждений, которые практически «разводят» здоровых и больных людей. В развитых же странах стараются максимально тесно соприкасаться с нетрудоспособными людьми, организовывать совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов, создавать инфраструктуру, учитывающую потребности данной категории населения.
Практика сосуществования «здорового» сегмента и инвалидов в советский период в России, как правило, приводила к дегуманизации общественного сознания, что обосновывалось, в свою очередь, классовым подходом, т.е. «поиском врагов».
В аспекте рассмотрения здоровых людей и инвалидов, как системы социально-структурных отношений, пристального внимания заслуживает концепция Е.А. Лукашова и А.И. Оболонского, которые видят проблему в социальном неравенстве инвалидов по сравнению со здоровыми людьми. В процессе же реабилитации происходит сближение интересов инвалида и общества, инвалид предстает в ней «другим» и видится таким же
17