Вы здесь

Социальные аспекты информатизации образования российской высшей школы

Автор: 
Брусенцов Николай Александрович
Тип работы: 
Дис. канд. социол. наук
Год: 
2004
Артикул:
192753
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

\
СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ........................................................с.З
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы социологического
исследования информатизации.......................................16
1.1 Социальные характеристики информатизации общества и образования. 17
1.2. Трансформация института образования в российском обществе....32
1.3. Информатизация образования как предмет исследования..........44
ГЛАВА 2. Информатизация в высшей школе: социологический анализ 56
2.1. Основные направления государственной и региональной политики в области информатизации образования в современной России...........57
2.2. Информатизация образования региона: социальные проблемы......74
2.3. Информационная культура субъектов системы высшего образования
(на примере вузов Ростовской области).............................95
Заключение......................................................118
ЛИТЕРАТУРА......................................................123
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................... 147
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.................................................... 154
ВВЕДЕНИЕ
Формирование информационного общества - процесс объективный, но протекающий неоднородно, с разной скоростью в различных странах. По прогнозам специалистов глобальная информатизация общества в XXI веке существенно усилит технологическую и экономическую дифференциацию между передовыми странами и странами отсталыми навсегда». Возникает проблема информационного неравенства различных стран в новой высокоавтоматизированной мировой информационной среде. 1
В России процесс информатизации общества только разворачивается, степень отставания от зарубежных стран велика и за период либеральных реформ (1990-2003г.г.) не сократилась, а нарастает (современный уровень информатизации России, оцениваемый по уровню развития парка персональных ЭВМ, отстает сегодня от уровня развития США примерно в 15 раз). Объем информационного рынка России составляет лишь 4% от западноевропейского рынка.
Компьютер до сих пор считается «престижным потреблением», знаком роскоши: в личном пользовании находится более 18 млн. компьютеров, то есть в ведении каждого девятого россиянина, в то время как «средние» информационные общества (Португалия, Венгрия) достигли планки -каждый третий владеет компьютером.
Важнейшим и определяющим перспективы информатизации российского общества является процесс информатизации образования. К началу 80-х годов пришло осознание «отставания» советской системы образования от технологических и структурных новаций нового технологического социума: внедрение новых технологий блокировалось централизованной административной системой, боязнью утраты социального контроля и в не меньшей степени дефицитом экономических ресурсов.
1 См.: Колин К.К. Информационное неравенство - новая проблема XXI века\\ Социология, социальность, современность. Сб. н. тр. - М. 1998.
региональных и муниципальных программ информатизации.
Степень объективности и достоверности научных положений, рекомендаций и выводов. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена применением необходимой теоретико-методологической базы, реализацией комплексной методики системного познания, в рамках которой применены методы и средства социологического анализа адекватные избранному подходу, апробацией и возможностью внедрения полученных результатов на практике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Начало процесса информатизации современного мирового общества следует отнести к 40-м годам XX века, когда была осознана огромная роль средств массовой информации и необходимость их развития на новой технической базе (телефонизация, телевидение, электронные вычислительные машины и электронные системы передачи данных по каналам связи).
Появление ЭВМ и, особенно, персональных компьютеров послужило толчком к изменениям в области накопления, передачи и обработки информации. Эти изменения затрагивают и преобразуют не только сферу материального производства, но и интеллектуальные сферы жизни. Компьютеризация - это внедрение компьютеров в некоторую деятельность человека, сопровождаемое заметной перестройкой этой деятельности под воздействием компьютера. Компьютеризация является одной из главных частей более широкого процесса информатизации общества, технической основой которого служит компьютеризация и всемирное развитие систем связи.
Важнейшим условием успешного развития процессов информатизации общества является информатизация образования. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит жить и работать в этой новой среде. Информатизация образования- это процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества.