Вы здесь

Социальные детерминанты девиантного поведения призывников : На примере Республики Татарстан

Автор: 
Мустаев Рим Шагалиевич
Тип работы: 
На примере Республики Татарстан
Год: 
2002
Количество страниц: 
175
Артикул:
193154
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3—11
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 12—49 ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Теоретико-методологические основы исследования
12— 32
1.2. Нормативно-правовая регламентация процедуры 33—49
призыва
1.2.1. Новая Военная доктрина Российской Федерации
1.2.2. Положение о порядке прохождения военной службы
1.2.3.Нормативно-правовое регулирование предоставления отсрочки от призыва на военную службу
Глава II. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 50 — 72 УКЛОНЕНИЯ ПРИЗЫВНИКОВ ОТ СЛУЖБЫ В АРМИИ
2.1. Объективные факторы уклонения молодежи 51—60 призывного возраста от службы в армии.
2.2. Проблемы готовности призывной молодежи к 60— 72
прохождению воинской службы в Приволжско-Уральском Военном Округе
Глава III. СОЩОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИЗЫВНИКА 2001 73 — 123
ГОДА
3.1. Методика и техника эмпирического исследования 74— 78 отношения призывной молодежи к воинской службе
3.2. Типологические характеристики социальных групп 78— 89 призывной молодежи
3.2. Потребности, ориентации и особенности отношения к 90— 123 воинской службе различных социальных групп призывников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124 — 140
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 141 — 151
ПРИЛОЖЕНИЯ 152 — 175
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях становления российской демократической государственности социальные изменения, опосредованные экономическими, политическими институциональными трансформациями, охватили все стороны российской жизни. Не могли они не коснуться и такого основополагающего института государства, как Вооруженные Силы. Резко обострились проблемы призыва на военную службу, главным образом в связи с неблагоприятными условиями формирования новых контингентов призывников, ухудшением состояния их здоровья и физической подготовки к прохождению службы. Обозначилась отчетливая тенденция к уклонению призывников от прохождения обязательной военной службы в рядах Российской армии. Начиная с 1985 года, эта тенденция отчетливо шла по нарастающей, и в 1998 году, согласно проводившемуся переучету мобилизационных ресурсов Российской Федерации, число уклонистов от армии составляло около 25 тыс. человек1.
В Республике Татарстан проблемы уклонения призывной молодежи от воинской службы также актуальны. Только каждый десятый молодой человек из числа лиц призывного возраста попадает в войска. Особую остроту проблеме придает актуализация конституционного права россиян на альтернативную службу. Эксперимент по альтернативной службе в Нижнем Новгороде, рассмотрение этого вопроса в судебном порядке, направление Закона об альтернативной службе в Государственную Думу Российской Федерации делают проблему призыва на воинскую службу особенно острой.
Проблема отклоняющегося поведшшя имеет специфические проявления в Вооруженных Силах. Объективными причинами девиантного поведения в армии является то, что в Вооруженных Силах социальные отношения строго регулируются уставными требованиями и, соответственно, выше вероятность девиантного поведения2.
Призыв на военную службу сегодня осуществляется в новых условиях модернизации Вооруженных Сил, характеризующихся изменением взаимодействия общества и армии. Наблюдается повышение уровня гражданского контроля за организацией призыва и прохождением срочной службы, ведутся поиск и отработка новых эталонов профессиональной воинской культуры. В то же время
1 По Москве и Московской области. См. Клементьев Р.П., Николаева И.А. Призыв на военную службу II Социс, № 10. - М., 2000. - С. 72-74.
2 Волков е л. Уклонение от исполнения служебных обязанностей как форма девиантного поведения офицеров II Автореф. дис. к.социол.н. - М.: Институт Молодежи, 1998. - С. 3.
16
конной деятельности: отрицание ответственности; отрицание ущерба; отрицание жертвы; осуждение осуждающих; обращение к высшим ценностям.
Проблемы девиантного поведения молодежи были также исследованы в рамках интеракционистских и феноменологических теорий отклоняющегося поведения. В рамках данного теоретического направления созданы признанные концепции «зеркального Я» Ч.Кули (Cooley, Charles. Nature and the Social Order, 1964. NY Schocken) и «обобщенного другого» Г.Мида. В них подчеркивается значимость социальной реакции в развитии «чувства Я» и социальной идентичности.
В период с начала до середины XX века получил развитие социологический подход, при котором рассматривалось соотношение формальных и неформальных реакций на преступность, а также их влияние на поведение преступника. Впервые в исследовании чикагских подростковых групп давалась оценка официальному ярлыку «преступность». Ф.Танненбаум ввел понятие «драматизация зла»5. В соответствии с этим подходом официальное клеймение индивида в качестве преступника делает его таковым, т.с. человек подсознательно становится таким, каким его представляют окружающие. Вслед за работой Танненбаума Э.Лемерт (1951) предложил концепцию первичной и вторичной девиации, которая стала центральным моментом первых систематических разработок теории ярлыков6.
> Там же. — С.81. В работе «Преступление и сообщество» Таиненбаум на материале втягивания подростков из чикагских шаек и совершения более серьезных криминальных действий предпринял попытку рассмотреть процесс постепенного превращения индивида в правонарушителя. Используя концепцию Томаса (определение ситуации субъектом действия), он показал, что нередко делинквентность возникает из-за различного определения ситуации ребенком и взрослыми. Вначале ребенок определяет такие ситуации как игру приключение, мистификацию, забаву, но взрослые определяют такое поведение как правонарушение. Так они могут «драматизировать действительность», и однажды, помеченный ярлыком правонарушителя, ребенок таковым и становится, а впоследствии превращается в преступника. Танненбаум следующим образом описывает этот процесс и воздействующие на него механизмы: «Определение действий как «зла» постепенно переходит в определение индивида, совершающего подобные действия, потому на вес эти действия надо смотреть с долей подозрения. В процессе идентификации ... все, что человек делает, становится предметом вопросов и пристального внимания. С точки зрения сообщества, человек, который привык делать плохо... определяется обществом как «плохой» и сам не верит, что он может быть хорошим... Первая драматизация «зла», отделяющая ребенка от группы сверстников, по мнению ученого, ...играет важнейшую роль в формировании преступного поведения... Он начинает жить в совершенно другом мире... Он заклеймен... Человек становится таковым, каким его описывают».
6Там же.-С. 81-82; Lemert Е, Social Paiology (Социальная патология, 1951); Sodal Action and Legal Change (Социальное действие и законное изменение), Instead of Courl (Взамен суда); Diversion in Juvenile Justice (Уклонение в молодежной юстиции), Deviance, Social Problems and Social Control (Человеческие отклонения, социальные проблемы и общественный контроль, 1967).
17
Э.Лемерт рассматривает девиацию с точки зрения теории социальных изменений и определяет социальный контроль как фактор или причину девиации. Ученый трансформирует традиционное понимание отклонения: не наличие девиаций вызывает необходимость социального контроля, а наоборот, именно социальный контроль ведег к девиации. Исследования Лемерта в рамках теории лейблов сосредоточены на девиантном поведении в целом. Он сделал допущение, что такое поведение - Лемерт называл его «социопатическим» - значимо лишь в том смысле, что выявляет «действенную» форму социального неодобрения. Девиация не является положительной или отрицательной: такие оценки присущи только социальной реакции на поведение.
По Лемерту процесс трансформации девиации от первичного отклонения к вторичному, становление вторичного девианта осуществляются следующим образом: первичное отклонение; общественное наказание; дальнейшее первичное отклонение; более строгое наказание и неприятие; дальнейшее отклонение, возможно, с враждебностью к наказующим; кризис терпимости, выраженный в формальном действии общества, группы лиц, позорящих отклоняющегося; усиление враждебности в поведении девиантов как реакция на стигматизацию и наказания; ультимативное принятие социального статуса отклоняющегося и попытки приспособиться на базе ассоциируемой роли.
Таким образом, однажды помеченный ярлыком девианта индивид продолжает вовлекаться в деятельность отклоняющегося уже как формирующийся девиант. В процессе становления вторичным девиантом человек испытывает негативные отношение со стороны других: осмеяние, унижение, оскорбление, побои, иначе - де-гуманизацию, оценку его как объекта, животного, или неличности.
В начале 1960-х годов Говард Беккер выдвинул положение о том. что девиация «создается» иод давлением правил, чаще всего направленных против бедных и безвластных членов общества; данные теории вновь получили развитие, став основой теорий концептуализации. Такая идея вместе с ранними концепциями изменения самооценки стала центральной темой социологии преступности и девиантного поведения в 1960-х - начале 1980-х гг.